Черный PR. Что делать, если вас "заказали"?
Многие руководители до сих пор не осознали всей важности PR-службы, полагая, что это лишь напрасная трата денег. О специалистах данной отрасли вспоминают лишь в крайнем случае. Например, когда на компанию выливается настоящий ушат помоев и становится ясно - без недобросовестных конкурентов здесь не обошлось. Привести «пациента» в чувство своими силами практически невозможно - надо вызывать профессионалов, а не отбросить коньки до их приезда помогут несколько простых рекомендаций.
Для начала необходимо понять, кто работает против вас, новички или настоящие профи. Первые, как правило, не слишком изобретательны. Они ругают конкурента в лоб, что далеко не всегда вызывает доверие у населения или деловых партнеров. Их удар не направлен против главных свойств компании. Так, суды, обвиняющие Майкла Джексона в развращении мальчиков, лишь увеличивают его популярность. А вот если бы певца обвинили в выступлении под фонограмму, эффект был бы совсем другой. Помните: любые скандалы, разгорающиеся вдалеке от главных свойств товара, безопасны для вашей компании. Более того, они имеют рекламный эффект.
Стоит отметить, что непрофессионалы распространяют заведомо ложные факты, опровергнуть которые не составляет никакого труда. В их заказных статьях и материалах мало конкретики - есть лишь некие общие обвинения, например, что фирма обманывает клиентов или поставляет некачественный товар. Кроме того, атака, как правило, не является массированной и проходит через одно-два СМИ. Наконец, непрофессионалы не продумывают цепочку событий, из которых будет состоять PR-кампания. Их задача поскорее «отстреляться» и получить с конкурента деньги - добивать вас шаг за шагом в их планы не входит.
Настоящие гуру PR действуют куда изощреннее, причем их работа не всегда напрямую связана с прессой. Например, если вы владелец элитного клуба, туда могут запустить бомжей, и ваша репутация окажется под угрозой - об уровне заведения моментально распространяться слухи. И не надейтесь, что бдительная охрана будет стоять на страже - в ваш клуб зайдут вполне респектабельные люди - в лохмотья они переоденутся уже в туалете. Существует, так называемый, «метод двойных аудиторий». Например, конкуренты докажут, что сотрудники вашей компании являются националистами и сольют эту информацию вашим партнерам-кавказцам. Если вы строите дома и коттеджи - к вам вполне применим «метод плохой похвалы». Не ждите грязи - спикер будет ласкать ваш слух комплиментами об инновационном подходе и амбициозном проекте, а под конец бросит, казалось бы, ничего не значащую фразу. Например, «и не беда, что ради таких чудесных построек будут вырублены многовековые леса, окружающие это живописное место уже не один десяток лет - новые элитные дома того стоят». Будьте уверены, что люди запомнят именно последние слова и поднимут против ваших застроек настоящую бучу.
Одним словом, с профессионалами штуки плохи. Их атаки продуманны и просчитаны на много ходов вперед (порой на их разработку уходит не один месяц). Они прекрасно осведомлены о вашей целевой аудитории, ваших сильных и слабых сторонах, зачастую просчитываются даже ответные ходы, которые вы можете предпринять. Профессионалы не атакуют в лоб - их цель вызвать сомнения, дать аудитории некий намек, а уж до остального она додумается сама. Атака длительна и, как правило, имеет несколько стадий. Сначала в вас разочаруются партнеры, затем отвернутся клиенты, а потом обратят внимание чиновники и замучают проверками. Цель профессионалов не просто заставить аудиторию усомниться в качестве ваших товаров, их задача куда масштабнее - выбить почву у вас из под ног и по возможности разорить.
Так что если на атаки любителей можно даже не обращать внимания (они лишь делают вам рекламу и не причиняют никакого вреда), то вот с гуру такой финт не пройдет. Почувствовав признаки массированного нападения, сразу же обращайтесь в серьезное PR-агентство, и чем раньше вы это сделаете - тем больше вероятность сохранить свой бизнес в целости и сохранности.
Впрочем, кое-что вы можете сделать и сами. Основное правило - не следует напрямую опровергать распространяемую информацию. Это будет только на руку конкуренту, ведь если вы оправдываетесь, значит - уже виноваты. Попробуйте нанести удар по ложной цели, то есть, грубо говоря, атакуйте сами себя (звучит абсурдно, но действительно работает). Только если черные пиарщики ищут изысканные доводы - вы атакуете грубо. Нужно скинуть источнику, который оккупирован вашим противником, море черной информации. Например, что офис вашей компании является притоном наркодиллеров, а владелец в свободное от работы время подрабатывает на панели. Это покажется целевой аудитории настоящим абсурдом, и изощренные вражеские наветы будут восприниматься точно так же. Не хотите поливать себя грязью - попробуйте так называемый «эффект вспышки». Для этого вам нужно создать событие, которое затмит собой черный PR. Соответственно, оно должно быть ярче и сенсационнее. Если вам удастся переключить внимание общественности - считайте, что одержали победу. Правда, всего лишь в битве, но не войне...
Статья подготовлена с использованием материалов книги Антона Вуйма «Черный PR, Защита и нападение в бизнесе и не только»
Александр АНДРИАНОВ, интернет-журнал Point.ru.