«Мы не верим в правило «Клиент всегда прав»В тольяттинской студии Zebra design branding работают всего 11 человек. Тем не менее этой семейной компании удается на равных соперничать с крупными московскими агентствами. Возможно, все дело в том, что отец и сын Митины сейчас, как и 14 лет назад, считают, что клиент обычно не прав. Голова и руки, бумага и пишущий инструмент — это все, что понадобилось в начале 1990-х для создания студии Zebra design branding. Родилась она в столице российского автомобилестроения Тольятти. Неудивительно, что первой серьезной работой основателя студии Андрея Митина стала разработка товарного знака и фирменного стиля автомобильного предприятия «Лада-Мононор». Стоимость проекта чуть-чуть не дотягивала до стоимости тогдашних «Жигулей». Это было одним из ярких впечатлений от работы: довольно приличная масса денежных знаков в полиэтиленовом пакете. На первые деньги приобретали более продвинутые средства труда — Apple Macintosh. Mac приносил новые деньги. Так и двигались вперед. Сегодня базовый пакет фирменного стиля «от Зебры» обойдется в стоимость современных «Жигулей», а работы студии входят в каталог лучших дизайн-работ мира Worldwide Identity, участие в котором на конкурсной основе приняли специалисты в области айдентики из 40 стран. Их считают достойными конкурентами монстры столичного дизайна, а респектабельные компании не чураются отдавать заказ в далекий Тольятти. Почему все-таки Zebra design branding. И что больше: дизайн или брендинг? А. М. Почему «Зебра»? Первый логотип студии был выполнен жестким вертикальным шрифтом, который напоминает ритмический ряд полос, символизирующих окраску зебры. Резкая смена черного на белый и их активное участие в построении визуального образа являются символом равнозначности двух противоположностей. Знак во всех случаях применялся в черно-белом исполнении, подчеркивая максимальный контраст и важность двух цветовых полюсов (черного и белого), между которыми находится вся цветовая гамма. Черно-белое исполнение является символом первоосновы, которая в «чистом» виде выражает суть всех визуально-графических изображений. Е. М. С 1992-го по 2003-й студия проводит Графический анализ и проектной деятельностью в области визуальных коммуникаций. Кстати, в 1998 году мы организовали выставку работ студии, которая называлась «ВИЗК» (визуальные коммуникации). А первый крупный проект в области брендинга, который можно назвать поворотным, состоялся в 2003 году. Нельзя сказать, что таких проектов было много. Их просто не может быть много. А слово «брендинг» добавилось к названию студии только в конце 2005 года. Это явилось логичным продолжением развития студии, выходом на новый уровень. Всегда казалось, что в Тольятти кроме автомобильного бизнеса ничего более существенного нет… А. М. У нас никогда не стоял вопрос выбора бизнеса. Мы занимаемся тем, что умеем и любим. Мы дизайн не выбирали — это он нас выбрал. Прибыльность бизнеса — это следствие. Выбирать нужно не следствие, а сущность. Наша сущность находится в гармонии с нашей работой. Мы знаем людей, которые постоянно занимаются прибыльным бизнесом, но счастливее от этого они не стали. А мы счастливы. Е. М. Наша жизнь — это работа. В Тольятти говорят «Зебра дизайн» подразумевают «Митины», говорят «Митины» — подразумевают «Зебра дизайн». В этом году еще один представитель семьи (младший брат) идет в институт — а значит, скоро начнет работать в студии. Вы уже вполне можете себе позволить сказать: «А вот эту работу мы сделали лет 10 назад…» Что изменилось в вашей работе за это время? А. М. За время существования студии по характеру доминирующих работ можно выделить три основных этапа развития рынка рекламных услуг. Первый этап: В начале 90-х годов существовала большая потребность в разработке товарных знаков и фирменных стилей для большого количества вновь образованных предприятий и коммерческих фирм.
А. М. Второй этап: Середина 90-х годов. Фирмы-однодневки исчезали. Серьезные фирмы насыщали рынок. У них, как правило, был фирменный стиль, и их интересовали различного рода полиграфическая продукция, реклама в СМИ, наружная реклама и т.д. В это же время появляется интерес к некоторым элементам рекламной кампании (происходит процесс систематизации рекламы, выяснение ее целей и задач, поиск креатива). И третий этап, который наступил после кризиса 1998 года. Активизировались отечественные производители, предприятия доперестроечного периода. Сегодня они думают о качестве и ассортименте продукции, об образе продукции и о конкуренции на рынке, а рекламные агентства и дизайн-студии разрабатывают торговые марки, упаковки и рекламные кампании по продвижению товара на отечественном рынке. Какой работой вы гордитесь больше всего? А. М. Можно привести две противоположные работы — как два полюса. Первая — это работа над фирменным стилем «АвтоВАЗа». Это статусная, серьезная, большая комплексная работа, которая велась с 2000 года в течение четырех лет. Было много сложных вопросов, которые требовалось решать на самом высоком уровне. Это самая объемная и ответственная работа за всю нашу 14-летнюю историю. А другая — фирменный стиль марки компьютеров Froggy. Логотип был разработан за один день. Е. М. Работа выполнялась легко, свежо и быстро. На одном дыхании. Теперь это одна из самых титулованных наших работ. Мы всегда говорим своим сотрудникам и студентам: «Не важно — сколько ты делал работу и сколько за нее получил, важно — хорошая это работа или плохая». И много сотрудников? А. М. Всего 11 человек. Семь из них занимаются дизайном, четверо — брендингом. Е. М. «Заниматься брендингом» в «Зебре» означает выполнять весь комплекс проектных работ, куда входит: разработка идеи, стратегии и философии бренда, нейминг, разработка товарных знаков и торговых марок, фирменных стилей, концепция оформления всей товарной линейки, разработка креативной стратегии, рекламной кампании. И где вы таких способных берете? А. М. Ситуация такова, что многие молодые дизайнеры сразу после окончания института уезжают в Москву или Санкт-Петербург. Так поступили многие однокурсники Евгения. Как правило, они имеют договоренности о трудоустройстве еще до защиты дипломного проекта. Мы думаем, это происходит сейчас практически в любой сфере деятельности. Основная часть наших дизайнеров имеет специальное образование, полученное в тольяттинских вузах. Но этого недостаточно для полноценной работы в студии. Поэтому, естественно, учим своим методикам и занимаемся огранкой талантов. Е. М. Да, рекламная жизнь в Тольятти до точки кипения не доходит. Мощности кипятильника не хватает. Есть ли у студии слоган? А. М. 80% всей информации человек получает через зрительные органы. Все, что мы создаем, требует визуального восприятия. Поэтому символ «глаз» для нас что-то вроде священной коровы в Индии. Кстати, именно поэтому региональный сборник графического дизайна, выпущенный нами в 2003 году, мы назвали «Третий глаз». Наш неофициальный девиз: «Вижу — живу». Пожалуй, это для нас больше чем слоган.
Сколько стоит работа студии? Например, по созданию логотипа и малого пакета фирменного стиля? Как происходит ценообразование? Ориентируетесь на московские цены? А. М. У нас нет фиксированных цен на тот или иной вид разработки. У нас есть стартовые цены. Как правило, стоимость формируется исходя из уровня серьезности и привлекательности проекта. Если обсуждаемый проект городского масштаба, то это одна стоимость, если федерального — то совсем другая. Нужно понимать, что наша деятельность — это все-таки сложный творческий процесс. Мы не штампуем проекты на станке. Нельзя поставить в один ряд фирменный стиль «АвтоВАЗа» и, например, городского ресторана. Разные задачи, разные пути решения, разная ответственность. Каждый проект требует к себе внимательного отношения. И чем ответственнее проект, тем больших сил на него нужно потратить. Поэтому мы не можем говорить о каких-либо статичных тарифах. У нас достаточно гибкая ценовая политика. Если говорить о ценообразовании, то наш уровень цен сопоставим с московскими тарифами. Возможно, наши цены одни из самых высоких в Тольятти. Но это обусловлено не просто нашим желанием обогатиться. Стоимость проектов подтверждается нашим опытом, качеством работ и наградами. Для примера, на сегодняшний день графическое решение товарного знака стоит от $5 тысяч, а базовый пакет фирменного стиля (включая знак) — от $8 тысяч. Есть работы, которые вы стесняе- тесь показывать?
Е. М. Были моменты, когда мы отказывались от проекта из-за того, что клиент настаивал на непрофессиональном решении. И в этом нет ничего страшного. Но, к счастью, все больше клиентов готовы доверять нам обслуживание своего бизнеса в сфере визуальных коммуникаций. А. М. У каждой студии наверняка есть более или менее удачные проекты. Наша студия не исключение. Но все наши проекты — это как минимум адекватная работа. Она может не отличаться бешеным креативом, но обязательно будет грамотной. Но таких работ меньшинство. Один из принципов студии — не пытаться любым способом получить деньги. Репутация — очень важная вещь в нашем бизнесе. К тому же наше портфолио — это наше лицо, наш нематериальный актив. Никто ведь не будет намеренно портить свое лицо? Е. М. Начало работы над проектом всегда начинается с анализа. Мы пытаемся получить максимум информации о клиенте, его продукции, конкурентах, особенностях рынка, целевой аудитории и так далее. Естественно, что правильнее было бы получать уже готовые исследования от профессионалов. Но в условиях современного рынка зачастую это оказывается невозможным. Поэтому самым распространенным способом являются «кабинетные исследования», когда мы совместно с клиентом пытаемся сформулировать ключевые вопросы и дать на них объективные ответы. Как правило, ответы на эти вопросы определяют, а иногда кардинально меняют предварительно намеченный вектор разработки. Была ситуация, когда разговор начинался с выставочного стенда, а в итоге получился проект по комплексной разработке торговой марки новой линейки продукции (от наименования до рекламной кампании). Приходилось ли вам выигрывать тендеры у столичных агентств? Е. М. Да, такое случалось. Например, таким проектом можно назвать разработку торговой марки и фирменного стиля Vinters для компании «Вазинтерсервис». Компания «Вазинтерсервис» вела переговоры с нами и с московской студией «Дизайн-Депо», которую мы очень уважаем. Это достойная команда. (Мнение представителей студии «Дизайн-Депо» о наших героях см. в колонке «Устами конкурентов». — ИР.) То есть родные тольяттинские студии своими конкурентами вы уже не считаете… Е. М. Ну почему. Есть очень симпатичные работы. В основном у молодых дизайнеров. Например, в Тольятти — это «Осьминоги», «Директ-Лайн», «Креон». В Самаре — Fine Design, «Фирман & Береснева».
Е. М. Уровень работ в нашем регионе пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. В региональных работах еще много именно так называемого «творчества». Не многие рассматривают дизайн-процесс с точки зрения решения поставлен- ных задач. Или решают задачи, но не те, которые являются действительно важными. Но нельзя не отметить, что сфера развивается. Грамотных специалистов становится все больше. Наверняка уже приглашали работать в московские агентства? А. М. Наемный сотрудник — это всегда более простая и менее ответственная должность. В качестве наемного сотрудника меньше свободы в реализации своих планов. Чем, на ваш взгляд, отличается ваша студия? А. М. Тем, что к нам должны идти за большими переменами. Тем, что делаем полную диагностику состояния клиента независимо от тех задач, с которыми он к нам пришел. Тем, что мы никогда не даем рекламу (рекламой являются наши бывшие клиенты). Тем, что мы не верим в правило «Клиент всегда прав». По опыту знаем, в большинстве случаев — он не прав. Тем, что наш клиент получает всегда больше того, что он просит. Ваши работы опубликовали в американском каталоге Worldwide Identity. Кроме профессиональной гордости это что-то принесло? А. М. Это событие принесло уверенность в своих силах и уважение клиентов и коллег. и Несмотря на определенные трудности, нам интересно участвовать в зарубежных конкурсах. Кроме Worldwide Identity, наши работы вошли в известный сборник «Logo Lounge 3», который в данный момент готовится к выпуску. В планах участие еще в нескольких зарубежных конкурсах. Кстати, скоро планируем запустить сайт. Е. М. Вообще, сначала участвуя в фестивалях, выставляя свои работы, мы подтверждали профессионализм. Теперь повышаем рыночную стоимость. Одно вытекает из другого.
|