Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Санкт-Петербурга на этой неделе обнародовал итоги проверки Контрольно-счетной палатой деятельности питерского метрополитена. Проверка установила ряд нарушений в финансовой деятельности этого предприятия, в том числе и в связи с размещением рекламы. Однако руководство метрополитена не согласилось с обвинениями и, в свою очередь, упрекнуло некоторых региональных депутатов в некомпетентности и посоветовало им научиться читать бумаги.
По оценкам экспертов, объем рынка рекламы в метрополитене Санкт-Петербурга в 2004 г. составил, по некоторым оценкам, 10-12 млн долл. В основном в питерском метро размещали рекламу такие организации, как ЗАО "Коммет", ООО "Афкап Метро Медиа", ЗАО "Метроком". В 2004 г. рынок рекламы в метрополитене вырос примерно на 30% по сравнению с 2003 г. Рост, по мнению экспертов, произошел за счет нескольких факторов: во-первых, в 2004 г. ГУП "Петербургский метрополитен" в два раза повысило цены на рекламу, а во-вторых, в метро "спустились" многие розничные банки и страховые компании. Их доля в структуре прибыли свыше 10%.
Проверка деятельности петербургского метрополитена проводилась по поручению бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В ходе проверки Контрольно-счетная палата (КСП) Санкт-Петербурга установила, что основная деятельность – перевозка пассажиров – приносит метрополитену убытки. Только в 2003 г. их сумма превысила 110 млн руб., что в 1,6 раза больше, чем год назад. Но в то же время прибыль, полученная от сдачи в аренду земельных участков и обслуживания торговых мест, от рекламы, должна была покрыть эти убытки.
Как сообщил источник в бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания Санкт-Петербурга, пожелавший остаться неизвестным, примерно та же ситуация складывалась и в 2004 г. К тому же ГУП «Петербургский метрополитен» поучаствовало в уставном капитале нескольких крупных питерских рекламных агентств. На собраниях акционеры этих фирм (среди которых были представители метрополитена) принимали решение о выплате минимальных дивидендов, чтобы не дать предприятию – владельцу акций ни копейки на развитие. Все вырученные деньги от размещения рекламы оставались в самих рекламных агентствах. Тем временем метрополитен жил на бюджетные дотации. Только в 2003 г. ГУП "Петербургский метрополитен" получило от государства около 400 млн руб.
Аудиторы КСП зафиксировали, что возможности получения дополнительных доходов ГУП использовало далеко не полностью. По словам собеседника RBC daily в бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания, питерский метрополитен владеет 55% акций ЗАО "Метроком", 38% акций АОЗТ "Метро" и 20% ЗАО "Коммет". Всего государственное предприятие образовало около десяти различных акционерных обществ – крупных рекламных агентств и фирм, предоставляющих проводную связь и другие услуги. Как отметила проверка, метрополитен в 2001-2003 гг. получил доходы лишь от трех из них. При этом конкурсы на размещение рекламы среди рекламодателей не проводились. "Компания с улицы не могла попасть на рынок рекламы в метро, – утверждает собеседник RBC daily. – Непосредственно размещением рекламы занималось несколько фирм, заключивших договора с ГУП "Петербургский метрополитен". Другие рекламные агентства перекупали рекламные носители у этих фирм по другим ценам".
Как пояснила RBC daily директор по стратегическому планированию рекламного агентства "ACG-Петербург" Юлия Дроздова, ее компания размещает рекламу в питерском метро в соответствии с выходным договором с "эксклюзивным представителем» метрополитена. "Несмотря на убытки, которые терпит метрополитен от своей основной деятельности, цены на размещение рекламы в подземке повышаются два раза в год в среднем на 10-20%", – говорит г-жа Дроздова. В компании "Метроном" (имеющей прямой договор с метрополитеном) RBC daily также сообщили, что цены за размещение рекламы растут весной и осенью (в пик сезона).
Кроме того, КСП Петербурга были выявлены случаи незаконных трат крупных сумм денег. "В уставе ГУП, например, нет пункта о благотворительности, а предприятие выделило 50 тыс. руб. на ремонт детского сада и 66 тыс. руб. – на ремонт учреждения здравоохранения на Октябрьской железной дороге, – отметили в КСП. – Свыше 98 тыс. руб. было направлено на ремонт улиц и реконструкцию набережной в поселке Кабардинка, который находится в Краснодарском крае. При этом Комитет по управлению государственным имуществом Петербурга, являющийся собственником метрополитена, на такие траты своего согласия не давал".
Также проверкой было установлено, что свои помещения в аренду метрополитен сдавал по ставкам ниже рыночных. Городской бюджет в результате недосчитался 20 млн руб., что составляет примерно пятую часть всех убытков от пассажирских перевозок, которые, кстати, это предприятие компенсировало за счет бюджетных средств. Собеседник в бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания Санкт-Петербурга утверждает, что его ведомство не расценивает эти нарушения как крупные. "Руководство метрополитена смогло использовать все доступные для него способы, чтобы заработать деньги", – заметил он.
Заместитель начальника метрополитена по экономике и финансам Ирина Воробьева в ответ на опубликованный отчет о проверке метрополитена обвинила одного из депутатов местного законодательного собрания (которого она не назвала) в раздувании спора. Она добавила, что на сегодняшний день у КСП уже нет претензий к деятельности метрополитена. «Кому-то было выгодно, чтобы эти факты всплыли именно сейчас, – подчеркнула она. – Сегодня метрополитен вышел из состава акционеров всех своих рекламных агентств (кроме ЗАО "Коммет"). В учредительные документы были внесены поправки, разрешающие благотворительность". Также она отметила, что нет ничего плохого в том, что администрация метрополитена отремонтировала дорогу у своей базы отдыха.
http://cbrand.ru/news/adv/4827.html