Портрет Владимира Путина с надписью "Президент России" в российских регионах теперь можно купить по сниженной цене. В частности, помощник Гарри Каспарова, представитель "Другой России" Марина Литвинович в своем блоге привела фотосвидетельство. Подобно тому, как в магазинах уценяют устаревшие вещи прошлого сезона, во Владивостоке портрет Путина на прилавках выставлен под надписью SALE и стоит на 10% дешевле.
Агентство "Новый регион" отмечает, что многие опрошенные уральские политики (в основном это касается членов "Единой России", говорят, что и после выборов Путин останется для них кумиром, поэтому поднять руку на его портрет они не смогут. По словам "единороссов" их кабинеты однозначно будут украшать сразу две фотографии – Медведева и Путина.
Однако пример Литвинович вскрыл целую тенденцию и лишний раз подтверждает: поскольку россиянам уже объявили официального преемника, фигура действующего президента и соответствующий бренд - "Владимир Путин" - медленно уходят в тень. Все силы госпропаганды брошены на "раскручивание" нового имени - Дмитрия Медведева, что уже идет в ущерб бренду "Путин".
Примечательно, что политические факторы тесно переплетены с экономическими. Так, газета Die Welt недавно отметила, что в России сокращается производство водки "Путинка". Ежегодный оборот этой марки составляет 330 миллионов евро, и отрицательная динамика у "Путинки" пошла ровно с тех пор, как стало известно, что 2 марта в Кремле произойдет смена власти.
Об подобном феномене еще в декабре писала и газета "Ведомости". По ее данным, не успел Владимир Путин произнести имя Дмитрия Медведева, как в Роспатент посыпались заявки на регистрацию товарных знаков, названия которых обыгрывают фамилию возможного преемника.
Еще несколько лет назад, когда Медведева назначили первым вице-премьером, в Роспатент была подана заявку на регистрацию знака "МЕДВЕДЕВка" в отношении алкогольных и безалкогольных напитков. Обострение "медвежьей" темы произошло в минувшем декабре: компания "Инсо-энерго" подала пакет заявок на регистрацию знаков "Царь-медведь", "Медведка" и "Медведевка" .
На следующий день после "Царь-медведя" в Роспатенте получили заявку на водочный бренд "Володя и медведи". Самое поразительное здесь в том, что от лица компании "Винэксим", которая выпускает "Путинку", заявку подало агентство Kaufman Production. "Ведомости" отмечают, что в плане скорости становления брендом Медведев значительно обогнал Путина.
Народная любовь куда-то ушла
Пожалуй, пиком "раскрутки" имени Путина и связанной с ним идеологической эйфории был ноябрь 2007 года, этот период в российской жизни ознаменовался подготовкой к выборам в Госдуму. Президент вел в парламент партию "Единая Россия", и отовсюду слышались призывы поддержать то загадочный "План Путина", то его самого - как национального лидера.
По всей стране собирали тысячи людей, которые заявляли: Путин не должен уходить и остаться рулить страной, россияне за это подписывались. Апогеем этой народной любви стало движение "За Путина!", лидером которого стал адвокат Павел Астахов. Сразу после выборов сайт этого движения совершенно перестал обновляться. А сам Астахов, как замечает в своей статье "Переадресация лояльности" публицист Юлия Латынина, отчего-то переключился на поддержку Дмитрия Медведева.
"Мы, - говорил Астахов, - поддерживали курс Путина, а не конкретно человека. И так как Медведев - это курс Путина, мы поддерживаем Медведева". Латынина пишет, что из любой поисковой системы в интернете можно легко узнать, что поддерживал Астахов именно Путина - чтобы тот остался на царстве.
Утверждается, что в пользу этого решения собрали 30 миллионов подписей, и Астахов лично этим занимался. Они тоже формально "За Путина", ведь имени преемника тогда никто даже не знал. Выходит, эти подписи теперь никому не нужны.
Свой вклад в общую картину делают и прокремлевские молодежные движения, которые перед выборами усиленно продвигали образ "национального лидера Путина". После того, как стало ясно, что Путин президентом не остается, тезис о нацлидере из их риторики исчез, а сами движения распылили свою деятельность на другие объекты. В их акциях больше ничего не говорится о президенте, все больше об отношениях с Эстонией. А непосредственно после выборов запустили проект под названием, вскоре получившим особую актуальность: движение "Мишки" собирает детей.
Все это позволяет задавать вопросы о том, что же именно предлагают любить россиянам - саму фигуру президента как человека и лидера или его кресло. Социологи и политологи смогут понять это не раньше 7 мая, когда пройдет инаугурация нового лидера страны.
newsru.