Законопроект о торговле, разработкой которого Министерство экономического развития занимается более двух лет, получил одобрение бизнес-сообщества. Подготовленный вариант представляет максимально возможный компромисс между всеми заинтересованными сторонами с уклоном в сторону защиты интересов государства и некрупного бизнеса, указывает "Время новостей". В не прописано регулирование цен на социально значимые товары и наложены значительные ограничения на монополистов в торговле.
Заседания рабочей группы продолжались полгода. Минэкономразвития, как рассказали "Времени новостей" в ведомстве, еще продолжает доработку документа, чтобы в ближайшее время разослать его для согласования в заинтересованные ведомства.
Как рассказала одна из участниц рабочей группы, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Дина Крылова, заметным достижением деятельности рабочей группы она считает замену разрешительного порядка ведения торговой деятельности на уведомительный.
Законопроект, по мнению его авторов, призван защитить интересы малых участников рынка от чрезмерной рыночной силы крупных сетевых компаний и особенно продовольственных ритейлоров, с чем последние категорически не согласны. Не устраивает бизнес и регулирование цен на социально значимые товары, прописанные в законопроекте. Однако, по словам Крыловой, "вводимые ограничения - политическая воля, и весь бизнес это понимает".
Возврат регулируемых цен
В частности, законопроект предусматривает такую меру, как государственное регулирование цен на социально значимые товары. Но это исключительная экстраординарная мера, заявил директор департамента госрегулирования внутренней торговли МЭРТ Павел Волков, введению которой предшествует определенный порядок.
Законом установлен перечень регулируемых товаров из десяти пунктов, среди которых хлеб, молоко, мясо, подсолнечное масло, соль и сахар. Однако наличие закрытого списка не означает, что ограничения будут действовать на все его пункты сразу.
МЭРТ и Минсельхоз в случае резкого повышения цен на какой-либо товар должны провести обстоятельный анализ и изложить его результаты в докладе, направляемом в правительство, которое и вводит ограничения. Максимальный срок действия ограничений составляет 180 дней. По закону их можно будет вводить только в случае резкого повышения цен. В зависимости от ситуации постановлением правительства могут быть либо введены предельные размеры торговых наценок, либо установлены фиксированные государственные цены.
На введении этой меры настаивал Минсельхоз. По мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, наценки торговых компаний на сельхозпродукцию составляют порядка 30-40%. Правда, Министерство финансов выступало решительно против этой нерыночной, по их мнению, меры, так что ее судьба пока окончательно неизвестна. Против этой меры выступали и абсолютно все бизнесмены, занятые в торговле.
Ограничения монополистов
А вот норма закона, ограничивающая присутствие на рынке, наоборот, выгодна мелким компаниям, но серьезно ущемляет интересы крупных торговых сетей. Кроме того, законопроект вводит понятие доминирования на рынке розничной торговли. Эта одна из самых важных и необходимых мер, которая направлена на поддержку и развитие конкурентной среды, поясняют авторы документа.
По законопроекту доминирующим положением считается доля в 15% рынка.
Для продовольственных и медицинских товаров границей рынка признается территория муниципального района или городского округа, а для рынка непродовольственных товаров - границы субъекта Российской Федерации. Максимальная доля рынка, которую субъект может достигать, составляет в законе 35%.
newsru.