Время активного роста на рынке ретейлинга в РФ проходит. Как прогнозируют эксперты, в ближайшие годы его темпы упадут вдвое - до 11-12% в год: уже сегодня отмечается насыщение (и, соответственно, замедление) рынков Москвы и Санкт-Петербурга. Завершая освоение регионов, ретейлерам пора задуматься о диверсификации бизнеса, говорят аналитики.
И хотя сегодня наиболее востребованным форматом остается, конечно, гипермаркет, не стоит пренебрегать ни дискаунтерами, ни магазинами у дома. Например, в США рынок магазинов шаговой доступности растет ежегодно на 15-16%, а в Западной Европе - еще более быстрыми темпами, тогда как в России это направление в зачаточном состоянии.
"Как мы знаем, в эту нишу пробует зайти "Мосмартик". Еще несколько сетей сделали попытки, в том числе "Перекресток" и "Дейли", - напоминает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор сети "Мой магазин" Петр Немилов. - Но результаты на сегодня в большей мере отрицательные. Это совершенно отличный формат от стандартного супермаркета: другая ассортиментная, ценовая политика, особая программа лояльности".
Как ни странно, формат мини-маркетов более сложен, чем проторенный путь мегамоллов. При небольшом объеме инвестирования предполагается долгий срок окупаемости. Возникают проблемы с выбором помещения для данных проектов: в Москве это высокие арендные ставки, цены строительства и т.д. Кроме того, вследствие усложненной логистики возрастают накладные расходы, плюс, учитывая небольшие объемы продаж, приходится мириться с высокими закупочными ценами. Стоит ли говорить о том, что магазинчики у дома не отличаются дешевизной?
Тем не менее, П.Немилов считает этот формат весьма перспективным. "Какие бы кризисы не происходили, в последнюю очередь наши граждане откажутся от продуктов питания, - мотивирует стабильность своего бизнеса гость "Сферы интересов". - Могут отказаться от покупки машин, квартир, но продуты питания они будут приобретать всегда".
Впрочем, возникает вопрос, почему граждане в случае кризиса будут покупать продукты по высоким ценам в мини-маркетах шаговой доступности, когда на те же спальные районы делают ставку дискаунтеры, предлагая больший выбор, чем в мини-маркетах, и по ценам ниже, чем в мегамоллах?
"Своим плюсом - расположением рядом с покупателем - они компенсирует ухудшение ценовых параметров товара, - отвечает П.Немилов. - Программа контроля качества ( недопуска на прилавок просроченных товаров) - это основной залог успеха магазинов шаговой доступности. К тому же продавцы этих магазинов узнают своих покупателей в лицо. Они знают их приоритеты и потребности: "Вам как всегда?" и т.д.".
Одним словом, преимущество магазинов у дома заключается в самом их определении: "у дома". Для инвесторов высокие цены в таких магазинах (компенсирующие покупателям долгую дорогу в гипермаркет с обезличенным обслуживанием) оборачиваются высокой рентабельностью вложений. "Если говорить об аналитике 2007г., обороты с квадратного метра магазина шаговой доступности уступают оборотам с площадей мегамолла, - объясняет П.Немилов, - но вполне сопоставимы с супермаркетами. Наценка ниже, цена выше... Маржа от 25 до 28%, что позволяет быть привлекательными для инвесторов".
Любопытно, что, судя по опыту стран ЕС, вопрос высоких цен в магазинах шаговой доступности все же остается их больным местом. "Там (в ЕС) существует ряд законодательных ограничений, которые помогают малому и среднему бизнесу в этом направлении, - говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ П.Немилов, - например, ограничение работы мегамоллов по часам и дням недели, что подразумевает под собой безальтернативное посещение магазинов у дома".
В таких условиях, когда плотность конкурентной среды в определенные дни и часы ослабевает, соседством моллов, естественно, никого не напугаешь, возмущаются такой практикой некоторые аналитики.
Добавим, российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку самых масштабных европейских рынков. По инвестиционной привлекательности ретейлинг в России уступает только индийскому. "Поэтому крупным девелоперам, инвесторам неинтересно связываться с мини-маркетами: вложения в 3-5 млн долларов их не привлекают, - оговаривается директор маркетингового агентства Step by Step Анастасия Птуха, - не тот размах".
РБК
|