Войны рекламистов с чиновниками, вспыхивавшие в течение последнего года во многих крымских городах, дали результаты: агентства не смогли расширить к сезону свои сети и теперь теряют клиентов. Ведь спрос на размещение на курортах в этом году вырос на 40–50%, тогда как число щитов — лишь на 10–15%. Однако наружники рассчитывают компенсировать дефицит свободных площадок высокими ценами.
Деньги потянулись на юг
Стремление рекламодателей во что бы то ни стало «пообщаться» с курортниками, отдыхающими нынешним летом в Крыму, спровоцировало настоящий бум в местной наружке. Сезонный всплеск спроса на щиты, расположенные на юге страны, является традиционным: летом потребность в наружных конструкциях здесь возрастает на 30–40%. «Но в этом году наплыв клиентов оказался неожиданно высоким — поток желающих разместить на полуострове макеты вырос не менее чем на 50%», — утверждают эксперты. Лучшие места на побережье начали бронировать еще в январе-феврале, а к апрелю они были полностью разобраны. «Многие владельцы конструкций продают их оптом на весь сезон, но даже в таком случае о скидках не может быть и речи», — говорит глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко. В нынешнем сезоне больше других стремятся попасть на юг продавцы алкоголя, косметики, мобильные операторы и торговые сети, что поясняется спецификой курортной аудитории и ее настроем на шопинг. Давно замечено, что отпускники легко тратят деньги.
Глава крымской дирекции компании «Октагон» Елена Супрун к списку наиболее активных рекламодателей добавляет также автомобильные фирмы, банки и отели. По словам специалиста отдела развития Big Board Александра Северина, занятость на большинстве носителей уже близится к 100%, что на 10–15% превышает показатели прошлого года. «Особенно высок спрос на щиты, расположенные в Ялте, Симферополе, Севастополе, а также трассе Ялта–Симферополь. Там свободных мест уже практически нет. На втором месте по востребованности — конструкции в Керчи, Феодосии, Евпатории, где уровень заполняемости превышает 90% и найти свободные плоскости еще можно», — говорит эксперт.
Ажиотажный спрос уже отразился на ценах: по сравнению с прошлым годом они выросли на 20%, достигнув $500–600 за плоскость в месяц, а особо привлекательные места продаются еще дороже — до $800/мес. Для сравнения: в Киеве сейчас можно найти щит за $200–400 в месяц. По словам Елены Супрун, особенно дефицитными являются носители, установленные на транспортных развязках, въездах в курортные города, в зонах отдыха и на пляжах, где наблюдается наиболее высокая концентрация отдыхающих.
Рекламистам негде развернуться
Дефицит свободных плоскостей и их подорожание не в последнюю очередь связаны с невысокими темпами расширения в Крыму парка наружных конструкций. По данным компании UMM, общее количество рекламных площадок на полуострове на июнь этого года составляло порядка 6,3 тыс., что всего на 10–15% больше, чем год назад. Александр Северин рассказывает, что расширяться более активными темпами у операторов попросту нет возможности, так как власти многих населенных пунктов изменили условия работы на местных рекламных рынках. К примеру, в Ялте специально к началу летнего сезона пересмотрели арендные ставки для агентств, повысив их почти в два раза.
Рекламисты жалуются, что теперь за односторонний щит городу нужно заплатить 860 грн., а за сити-лайт — 162 грн. в месяц. Новые тарифы г-жа Супрун называет главной причиной удорожания размещения для рекламодателей на 10–25%. По данным экспертов, сейчас возможность повышения арендной платы для наружников на 20–50% обсуждается и во многих курортных поселках. Они отмечают существенное улучшение качества ялтинской наружки. В течение последних двух лет здесь устанавливают конструкции новых форматов (светодинамические пиллары, пилоны, призматроны, бэклайты). В то же время на прилегающих к городу трассах носители за последние два-три года практически не изменились: все те же поверхности из оцинкованных листов, стальная опора и цементный блок-основание.
Но, пожалуй, наиболее проблемным для рекламистов в этом году стал Симферополь. Принятые местными чиновниками новые правила размещения щитов в городе поставили под вопрос существование там крупного формата. Согласно документу в центре, куда было включено порядка 90% территории столицы автономии, запрещено ставить крупногабаритные носители. «Сити-лайтам, правда, оставили промышленную зону и безлюдные улицы, где, учитывая высокую стоимость конструкций, их никто ставить не будет», — рассказывает г-н Северин. Впрочем, хотя разрешений на новые щиты в Симферополе не дают, количество старых пока не уменьшается. Чиновники было начали демонтаж в центре, но, столкнувшись с несколькими судебными исками, заморозили работы.
Эксперты отмечают, что у агентств практически нет возможности расширять парк носителей и в Севастополе, где действует негласный мораторий на новые щиты. В список сложных попала также Феодосия. Для конструкций в центре там нет свободного места, а окраины рекламистам пока неинтересны. В Керчи и Евпатории особых сложностей не наблюдается, но они наружников не столь привлекают, поскольку спрос на щиты в этих городах наблюдается лишь в сезон, а в остальное время года их занятость не превышает 40–50%. Так что наиболее активно новые носители появляются на трассах возле Ялты, Алушты, Евпатории, Судака, Феодосии, которые пока не находятся под столь пристальным вниманием контролеров.
По словам Александра Северина, если рекламистам не удастся найти общий язык с крымскими чиновниками, уже через пару лет дефицит свободных плоскостей на полуострове достигнет невиданных размеров, провоцируя дальнейший рост цен. В то же время Елена Супрун отмечает, что в следующем году вступит в силу закон, ограничивающий внешнюю рекламу табака и алкоголя, которые сейчас занимают до 30% местных билбордов. «Так что в следующем сезоне возможна даже нехватка рекламодателей», — прогнозирует она.
www.dsnews.ua