Российские туроператоры признают, что последствия экономического кризиса уже сказываются в сфере туристического бизнеса. Спрос на услуги быстро падает и в новом году многие компании ждет банкротство. Отказ россиян от поездок за рубеж порождает призрак нового "железного занавеса".
Быстрее всего отток клиентов идет на дорогих направлениях, связанных с экзотическими предложениями и горнолыжными турами. Причем, по данным некоторых экспертов, кое-где падение спроса составляет 40 процентов, пишет газета "Ведомости".
Клиенты семьями и даже целыми крупными компаниями уже отказываются от поездок за рубеж, избавляясь от "непрофильных расходов". Ситуация все больше напоминает времена начала холодной войны и изоляции, хотя в данном случае она, прежде всего, вызвана объективными экономическими причинами.
По словам гендиректора "РЖД-тура" Дмитрия Горина, спрос упал примерно на 15%. А на рынке дорогих предложений падение достигло 25%, утверждает президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов.
Менее заметны кризисные явления для тех, кто специализируется на зимнем туризме и у кого сейчас наступил пик сезонных продаж. Однако даже тут ощущается спад. "Снижение стало заметно около двух недель назад, пока оно незначительное: не более 10%", - говорит гендиректор компании "Эрцог", специализирующейся на зимних видах туризма, Михаил Мусинянц.
"В последние две недели продажи на ближайшие даты и на Новый год упали на 30-40%, причем не только в России: у европейских фирм те же проблемы", - добавляет президент "Натали турс" Владимир Воробьев.
По словам Воробьева, его компания пока не терпит убытков: сезон еще не наступил и туроператору удалось без штрафов скорректировать полетные и гостиничные планы. Однако этим относительным благополучием могут похвастать не все.
"У нас есть финансовые потери по авиабилетам и гарантированным местам в отелях, которые приобретались заранее на собственные средства компании", - признает гендиректор турфирмы "Нева" Максим Пирогов. Размер убытков он не стал раскрывать.
Компании формируют сезон минимум за полгода, примерно половина туров продается по заранее выкупленным блокам мест у авиакомпаний и гостиниц, другая половина - под запрос. По словам Арутюнова, предоплата составляет примерно 15-20% от выручки компании.
Гендиректор турфирмы "Роза ветров Нижний Новгород" Мария Свиридова утверждает, что для туристического бизнеса финансовый кризис наступил вообще в мае, когда начало дорожать горючее. Лето было провальным, потому что авиаперелет составляет от 25 до 50% стоимости многих туров экономкласса.
Бояться нужно не сегодняшнего снижения спроса, а весны, считает Горин. "Те, кто запланировал новогодний отдых, поедут даже в кризис - отдохнуть как в последний раз, - надеется он. - А вот после Нового года туристический рынок накроет кризис - "глубины продаж на этот период практически нет"".
Обычно спад турпотока после Нового года турфирмы компенсируют за счет корпоративных клиентов, но в этот раз так вряд ли получится: корпорации начали урезать расходы на персонал. "Выездной корпоратив заморозят до лучших времен, мы ожидаем снижения спроса на event-услуги не менее чем на 80%", - указывает президент "Маркет груп" Сергей Моисеев.
Пессимистичные прогнозы туроператоров уже подтверждают в руководстве некоторых крупных компаний-клиентов. Например, затраты на зарубежные и российские поездки сотрудников "Вымпелкома" с 2009 года будут сокращаться, говорит пресс-секретарь компании Екатерина Осадчая.
Корпоративные поездки относятся к непрофильным расходам, на них компания будет экономить в первую очередь, говорит директор по связям с общественностью "Техносилы" Надежда Сенюк. А сотрудник Danone утверждает, что решение сократить число зарубежных выездов для работников компании (в том числе на семинары и конференции) уже принято.
"Мы отказались от нескольких заграничных поездок", - признается гендиректор "Нижфарма" Дмитрий Ефимов. А по словам гендиректора торговой сети "Эксперт" Кирилла Новикова, компания отменила новогоднюю поездку сотрудников во Вьетнам.
Участники туристического рынка ждут банкротств. "Думаю, после 20-х чисел января начнутся разорения компаний. Некоторые туроператоры не один год работают в минус, однако за счет наращивания оборотов им удавалось оставаться на плаву", - рассуждает Воробьев из "Натали турс". Он считает, что при сильном снижении турпотока покрыть убытки будет уже невозможно.
Смерть ждет прежде всего экзотические и дорогие направления, добавляет Арутюнов из "Интуриста". "Наступает звездный час для направлений не дороже тысячи долларов - Турция, Египет, Болгария, Тунис, причем будет отток из пятизвездочных отелей в трех-, четырехзвездочные", - полагает он.
Однако Арутюнов советует туристам опасаться демпинговых цен. "Возможно, это последние деньги, которые недобросовестные операторы соберут с клиентов, перед тем как исчезнуть", - предупреждает эксперт.
Многие встретят Новый год в аэропортах
Финансовый кризис уже серьезно сказывается на турбизнесе - задержки авиарейсов на несколько дней и повышение цен на путевки стали общей практикой. Однако это только начало.
Не исключено, что туристам массово придется встречать Новый год в аэропортах. Росавиация, пытаясь удержать ситуацию под контролем, рекомендовала перевозчикам ограничить бронирование и продажу билетов этой зимой. Если раньше можно было заказать билет за год до вылета, то теперь - максимум за два месяца.
Введенные ограничения касаются прежде всего внутренних рейсов. И пострадают в первую очередь туристы, которые заранее планируют свой отдых.
Это значит, что россияне, намеревающиеся поехать в отпуск, например в январе, не смогут купить билеты сегодня, одновременно с покупкой турпутевок. И вылет к месту отпуска оказывается под угрозой. Особенно запрет ударит по жителям регионов. Большинство международных рейсов вылетают из Москвы и Санкт-Петербурга, а в эти города туристам еще нужно будет как-то добраться.
В течение недели планируется разработать новый порядок продажи авиабилетов с учетом нынешней экономической ситуации.
Росавиация объясняет эту меру сложной финансовой ситуацией на рынке авиаперевозок, которая привела к массовым задержкам рейсов. На конец августа - начало сентября пришелся пик задержек рейсов. Пассажиры жили в аэропортах по несколько суток. Кризис разрешился только 20 октября, когда из Москвы были отправлены последние пассажиры в Магадан и Иркутск. Пострадали тысячи человек.
Эксперты рынка утверждают, что кризис будет раскручиваться и вовлекать все новых участников. Так что вполне можно ожидать массовых банкротств авиакомпаний. И тысячам пассажиров, запланировавшим поездки на зимние каникулы, придется встречать новогодний праздник в терминалах аэровокзалов.
newsru