Комиссия управления ФАС по Свердловской области признала рекламу «СКБ-банка» с использованием слова «очкуешь» незаконной.
Теперь кредитному учреждению грозит штраф до 500 тыс. рублей, сообщает АКАДО со ссылкой на газету «Коммерсантъ». Эксперты считают, что применение неоднозначных слов в рекламном ролике могло как помочь банку в привлечении новых клиентов, так и вызвать отток старых, которые не приемлют сомнительных выражений.
Решение о нарушении «СКБ-банком» ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» (недопущение использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов и прочее) комиссия управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области приняла накануне. По словам возглавлявшей комиссию заместителя начальника УФАС Марины Анисимовой, нарушением стало использование банком в рекламе «Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!» слова «очкуешь», которое признано бранным.
«По итогам заседания материалы дела переданы должностному лицу в УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14. 3 КоАП (предусматривает ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 40 тыс. до 500 тыс. рублей)», — указала она. При этом Анисимова отметила, что предписание об устранении нарушения решено не выдавать, поскольку «СКБ-банк» отказался от данной рекламы еще 1 декабря.
Рекламная кампания банка с использованием слова «очкуешь» проходила в Екатеринбурге с 5 по 30 ноября 2008 года.
Она пришлась на тот же период, когда наблюдали существенный отток вкладчиков из целого ряда екатеринбургских банков. По словам начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренцией УФАС Ирины Ярыгиной, решение провести проверку соблюдения банком рекламного законодательства принято в декабре, после того как к ним поступили жалобы сразу от двух жителей Екатеринбурга, посчитавших использование в рекламе слова «очкуешь» оскорбительным. Представитель «СКБ-банка» на комиссии настаивал на соблюдении банком норм рекламного законодательства.
«Примененное в рекламе слово «очкуешь» было образовано от слова «очки». При этом использованное нами словообразование было дополнено соответствующим визуальным образом человека в очках, внимательно вглядывающегося в происходящее», — отметил представитель банка. Также комиссии указано на то, что реклама не является оскорбительной, поскольку не несет в себе отрицательного образа конкретного лица или группы лиц.
Наконец, приведен пример из словаря Даля, содержащего схожее слово «очкнуть», одним из значений которого являются глаголы «не попасть, промахнуться».
В конце ноября председатель правления «СКБ-банка» Владимир Пухов на екатеринбургском городском интернет-портале E1. ru пояснил, что слово «очкуешь» произносится в контексте «боишься», и не может никого обидеть. Решение УФАС представители банка не пояснили.