Реклама в центральной прессе в 2008 году |
06.02.2009 |
|
2008 год оправдал ожидания и стал пока "самым успешным годом для рекламного рынка". Теперь участники гадают, год, два или три понадобится, чтобы лишить 2008 год этого почетного звания. Тем не менее, если по абсолютным показателям 2008 год и стал самым доходным по сбору рекламных денег, то по темпам прироста он, все-таки, уступает предыдущему, 2007-му, году. Значительный вклад в это внес последний квартал, на котором сказались первые негативные тенденции, вызванные кризисом.
Известно, что на каждый из 12 месяцев каждого года с достаточно высокой степенью точности приходится определенный процент годового объема рынка рекламы. Это называется сезонной динамикой рекламных расходов. Кризисное сокращение рекламных бюджетов привело к тому, что в октябре, ноябре и декабре 2008 года печатные издания не смогли набрать обычный для этих месяцев процент рекламных доходов (см. диаграмму 1). Разумеется, доля остальных месяцев в процентном отношении увеличилась, поэтому мы видим искажение сезонной динамики в течение всего года. Можно заметить также, что сокращение обычной доли нарастает от октября к декабрю.
Диаграмма 1
Уменьшение годовой доли октября, ноября и декабря в 2008 году.
(% месяца в общем годовом объеме рекламы в центральной прессе в денежном выражении)
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
2007
|
9,7%
|
12,2%
|
11,0%
|
10,7% |
2008
|
11,1%
|
12,0%
|
10,1%
|
9,3%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл
Перейдем теперь к абсолютным показателям (см. Диаграмму 2)
Если сравнивать последние три месяца 2008 года с аналогичными месяцами 2007-го, то также можно заметить нарастание влияния кризиса. Очень существенное падение рекламных доходов демонстрируют рекламно-информационные издания, однако надо помнить, что этот сегмент центральной прессы уже несколько лет показывает нулевую или отрицательную динамику. Поэтому на рынок в целом гораздо сильнее влияет резкое замедление темпов прироста рекламных доходов журналов и газет. В декабре прирост рекламных доходов центральной прессы без учета рекламно-информационных изданий составил 0,6%
Диаграмма 2
Рекламные бюджеты в центральной прессе в октябре, ноябре и декабре 2007-2008 гг., млн. руб. с НДС
|
2007
|
2008
|
Приросты, %
|
Тип издания АЦВИ
|
10
|
11
|
12
|
10
|
11 |
12
|
10
|
11
|
12
|
Газеты и журналы
|
4037
|
3720
|
3744
|
4695
|
4000
|
3767
|
16,3%
|
7,5%
|
0,6%
|
Рекламные издания
|
1354
|
1130
|
959
|
1100
|
871
|
726
|
-18,8%
|
-23,0%
|
-24,3%
|
ПРЕССА ВСЕГО:
|
5391
|
4861
|
4703
|
5795
|
4871
|
4493
|
7,5%
|
0,4%
|
-4,5%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл
Попытаемся разобраться, что же происходит на рынке более подробно (см. таблицу 3)
Для лучшей наглядности сделаем анализ без учета рекламно-информационных изданий, поскольку значительная часть рекламы в таких изданиях не получает в ходе мониторинга признака товарной категории.
Таблица 3
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в октябре, ноябре и декабре 2007-2008 гг.,
млн. руб. с НДС (без учета рекламно-информационных изданий)
|
2007
|
2008
|
Прирост, %
|
Товарная категория
|
10
|
11
|
12
|
10
|
11
|
12
|
10
|
11
|
12
|
Парфюмерия и косметика
|
459
|
511
|
572
|
578
|
599
|
536
|
26%
|
17% |
-6% |
Медицина, лекарства, БАДы
|
397
|
366
|
268
|
487
|
446
|
351
|
23%
|
22%
|
31%
|
Автомобили и аксессуары
|
488
|
418
|
322
|
561
|
428
|
283
|
15%
|
2%
|
-12%
|
Финансовые и страховые услуги
|
280
|
254
|
229
|
297
|
247
|
275
|
6%
|
-3%
|
20%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
198
|
193
|
307
|
224
|
207
|
267
|
13%
|
8%
|
-13%
|
Одежда, обувь, аксессуары |
395 |
208
|
208
|
539
|
261
|
233
|
36%
|
26%
|
12%
|
Часы и ювелирные изделия
|
116
|
144
|
240
|
163
|
182
|
225
|
40%
|
26%
|
-6%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
167
|
140
|
141
|
152
|
127
|
136
|
-9%
|
-9%
|
-4%
|
Табачные изделия
|
61
|
55
|
71
|
52
|
78
|
131
|
-15%
|
42%
|
85%
|
Бытовая техника
|
76 |
88
|
106
|
103
|
104
|
114
|
36%
|
19%
|
8%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
73
|
86
|
124
|
74
|
99
|
108
|
2%
|
14%
|
-13%
|
Недвижимость
|
125 |
117
|
110
|
172
|
96
|
87
|
38%
|
-18%
|
-20%
|
Торговые организации
|
160
|
108
|
138
|
71
|
62
|
84
|
-55%
|
-42%
|
-39%
|
Услуги сотовой связи
|
92
|
92
|
95
|
90
|
75 |
84
|
-2%
|
-19%
|
-12%
|
Продукты питания и напитки
|
82
|
103
|
108
|
96
|
108
|
75
|
17%
|
5%
|
-31%
|
Туризм и отдых
|
57
|
54
|
34
|
66
|
50
|
62
|
15%
|
-8%
|
81%
|
Мебель и предметы интерьера
|
103
|
96
|
67
|
128
|
107
|
59
|
24%
|
12%
|
-12%
|
|
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|