Число посетителей заметно увеличилось. И это как раз та ситуация, когда ажиотаж — неприятная новость. За два последних месяца на учет в подольской службе занятости встали больше тысячи человек. И это, конечно, рекорд. Чтобы принять всех желающих, здесь перешли на усиленный график работы. Двери открыты, в том числе и в выходные, действует «горячая линия». Но очередей меньше не становится.
В начале года в правительстве приняли решение выделить дополнительные деньги на финансирование региональных программ поддержания занятости. Так что сегодняшний приезд премьера — это своего рода проверка, насколько грамотно тратятся деньги. И задавать вопросы, конечно, лучше не руководителям службы занятости, а ее клиентам.
Среди тех, кто сегодня стоял в очереди, были и вполне благополучные до недавнего времени люди, однако в условиях кризиса некоторые почти отчаялись. Вопрос премьеру в этой ситуации был вполне подходящим: «Когда же закончится кризис?»
«Никто не может припомнить, чтобы в мире было что-нибудь подобное, — сказал на это Владимир Путин. — Вообще не с чем сравнить. Никто не дает никакого ответа. Я думаю, что в первом квартале следующего года мы должны увидеть свет к конце туннеля. Задача государства в этих условиях — конечно, поддержать реальный сектор, чтобы там по минимуму сокращений было. Это первое. Но прямая задача, прежде всего, — людей поддержать, которые оказались в тяжелой ситуации. Как раз на это у нас и должно хватить ресурсов и денег. Очень много импорта. Для того чтобы экспортно-ориентированные предприятия, о которых я говорил, и от которых очень многое зависит в экономике, в целом, чувствовали себя устойчиво, для них нужно особое соотношение между рублем и твердой валютой так называемой. И вот сегодняшнее соотношение между рублем и валютой, в принципе, для экспортно-ориентированных предприятий, да и вообще для всех предприятий, как мы говорим, реального сектора — для химиков, для металлургов – выгодно дает им возможность как-то дышать и оставаться на плаву. Но очень много, к сожалению, мы до сих пор закупаем по импорту. Это и лекарства, и продукты питания и так далее. Выход какой? Нужно поднимать собственное, чем мы и пытаемся заниматься».
Развеял Владимир Путин и слух о появлении новой валюты. В нынешних условиях это едва ли возможно. Что будет с курсом рубля, посетителям центра занятости премьер тоже доходчиво объяснил: паниковать нет смысла. «Сегодняшнее соотношение — оно, как специалисты говорят, уравновесилось между долларом, евро и рублем, — заметил российский премьер. — Как вы видите, оно так застыло к так называемой бивалютной корзине, то есть к доллару и к евро. Центральный Банк уверяет нас в том, что в ближайшее время вообще не планируется никаких изменений, и нет для этого пока никаких предпосылок. Мы получаем большое количество долларов, евро за счет наших продаж на экспорт. Вот наши экспортно-ориентированные предприятия продали на экспорт. Доллары сюда пришли, но им (предприятиям) нужно рубли получить. Они все сдают в ЦБ, а ЦБ выдает им рубли, которые они здесь тратят. И приток иностранной валюты за счет нашего экспорта сегодня уравновесился с оттоком тех денег, которые мы используем для закупок по импорту».
Чтобы представление о работе службы занятости было максимально детальным, Владимир Путин прошел по всем кабинетам. Прием жителей Подольска останавливать не стали, так что заветную работу во время предстоящей переписи населения второкурсница Анна получила прямо на глазах премьера.
И если безработных в Подольске сегодня много, то в службе занятости просто не могли не затронуть вопрос переподготовки кадров, ведь есть в Московской области предприятия, которым по-прежнему очень нужны люди. Современный «ЗиО»- то есть завод имени Орджоникидзе — не только не останавливает производство, напротив — наращивает мощности.
Оборудование с маркой предприятия установлено на всех, построенных в СССР, атомных станциях. И даже в тяжелые кризисные времена продукция этой отрасли невероятно востребована. Основные заводские надежды — на молодых специалистов.
Предприятие исполняет заказы для атомной энергетики и строительства газопроводов, в том числе и для будущего «Северного потока». Сейчас здесь работает около пяти тысяч человек. И не хватает еще 200 сотрудников. На заводе их с нетерпением ждут.