Март стал для интернет-площадок самым провальным месяцем за всю историю кризиса. По всей видимости, израсходовав антикризисный лимит средств, рекламодатели стали в спешном порядке отказываться от размещений на популярных ресурсах. Масла в огонь подливает и общая неопределенность на рекламном рынке. В плюсе только социальные сети.
Снижение темпов роста рекламных доходов зафиксировано на крупных площадках. По данным ряда компаний, март стал для интернета менее успешным, чем первые два месяца 2009 года. «Говоря об индустрии в целом, январь и февраль оказались не такими плохими, как опасался рынок. Но март показал уже худшую динамику», — поясняет Sostav.ru генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин. С господином Гришиным соглашается директор по корпоративным коммуникациям «Рамблер Медиа» Константин Воронцов. «Сейчас быть уверенным в росте выручки, пожалуй, чересчур оптимистично», — говорит он, напоминая, что обсуждать результаты квартала для компании можно будет только после их официального объявления.
В «Рамблер Медиа» считают, что крупные рекламодатели заняли выжидательную позицию. При этом число небольших компаний, которые стали продвигаться в сети, увеличилось. Возможно, речь идет о тех рекламодателях, которые ушли из телевидения. Так директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» (ВИ) Сергей Веселов предполагает, что небольшие компании сейчас гоняться не за эффективностью, а за ценой. Все эксперты, опрошенные Sostav.ru, сходятся во мнении, что рекламодатели больше не соревнуются в дальнозоркости. «Поведение имеющихся у нас рекламодателей меняется. Они планируют кампании на менее длительные сроки, обращают больше внимания на нестандартные рекламные возможности», — говорит господин Гришин из Mail.ru. «Меньше стало имиджевой рекламы», — обращает внимание Константин Воронцов из «Рамблер Медиа».
Кроме того, большинство рекламодателей компании говорят о возможности пересмотра бюджетов по итогам первого квартала или первого полугодия. Однако социальные сети считают последний месяц I квартала финансово успешным. Как рассказала руководитель группы интернет-продаж «Медиа Плюс» (продает рекламу на сайте «ВКонтакте») Елена Окулова: «В марте, напротив, наблюдается увеличение активности рекламодателей». По ее мнению, это абсолютно логично, так как январь-февраль был для рекламодателей «периодом затишья». Судить о дальнейшей судьбе индустрии в целом будет возможно только в апреле, после подведение итогов по I кварталу, поясняет господин Веселов из ВИ. По словам эксперта, на сегодняшний день у рекламодателей отсутствует понимание рынка.
Прогнозы по росту объемов отрасли интернет-рекламы в 2009 году сильно расходятся: Mindshare Interaction — около 5%, ZenitOptimedia — от (-)9,9 до 28,6%, GroupM – 6,4% (медийная — (-)2, контекстная – 12%), Credit Suisse – 2%. По мнению «Видео Интернешнл», в данных условиях делать прогнозы на 2009 год нецелесообразно, так как невозможно проследить поведение потребительского рынка. Объемы интернет-рекламы в 2008 году согласно данным АКАР выросли на 32% и составили 7,5 миллиардов рублей (с НДС), Mindshare Interaction – 55%, 14,7 миллиардов рублей (без НДС), AdWatch – 35%, 6,6 миллиардов рублей (без НДС и учета доходов от контекстной рекламы), Sostav.ru — около 40%, 8 миллиардов рублей (с НДС) соответственно.
|