В оформлении бутылки они намекают на близость марки к властям, а саму водку рекламируют под видом фильма.
В апреле в Москве появились рекламные щиты «Казенки», на которых анонсируется одноименный фильм: на черном фоне всего три слова «Казенка. Скоро! Фильм». С 4 по 10 апреля агентство «Эспар-аналитик» насчитало всего два таких щита размером 3 × 6 м в Москве. Но их хватило, чтобы ФАС начала расследование. Как рассказала «Ведомостям» замначальника управления контроля за рекламой ФАС Татьяна Никитина, фильм «Казенка» уже рекламировали в 2008 г.
Тогда у ФАС возникло подозрение, что под видом фильма может рекламироваться водка, но доказательств ведомство не нашло. Водки «Казенка» на рынке не было, зато было прокатное удостоверение на одноименный фильм, которое чиновникам ФАС представил рекламодатель — компания «ТМ холдинг», говорит Никитина. Сейчас водку «Казенка» выпускает московский завод «Кристалл», поэтому реклама фильма будет расценена как скрытая реклама алкоголя, сказала она. Она не исключает, что владельцев «Казенки» ФАС оштрафует за каждое конкретное нарушение (максимальный штраф за нарушение — 500 000 руб.).
Сколько всего было размещено щитов «Казенки» в апреле, «Эспар-аналитик» еще не подсчитало. В июле 2008 г. их в Москве было 246, стоимость размещения агентство оценило в 12 млн руб.
Марку «Казенка» придумал в 1997 г. Вадим Касьянов — создатель «Зеленой марки». Под этой маркой в 90-х завод «Туласпирт», где Касьянов работал директором по маркетингу, выпускал самую дешевую в области водку, вспоминает маркетолог. В 2007 г. права на марку купил дистрибутор СФТ, через полгода она перешла к компании «Интерстолица», еще через полгода ее купила «УТП консалтинг». В 2008 г. лицензию на «Казенку» на 10 лет получила одноименная компания. В рекламном агентстве Gallery, на щитах которого в апреле была реклама «Казенки», «Ведомостям» отказались назвать рекламодателя и количество щитов. Представитель агентства Екатерина Белоусова говорит, что у Gallery есть все необходимые документы, свидетельствующие о законности рекламы «Казенки». Такой же довод в прошлом году приводило агентство News Outdoor, разместившее рекламу фильма «Казенка», вспоминает Никитина.
В списке фильмов, которым выданы прокатные удостоверения (на сайте Министерства культуры), действительно есть «Казенка»: удостоверение действовало с мая по 15 октября 2008 г., фильм планировалось начать снимать 1 августа. Продюсером фильма была указана компания «ТМ холдинг», режиссером и сценаристом — Григорий Федоров. Независимый режиссер рекламных роликов Федоров подтвердил «Ведомостям», что в прошлом году по заказу «ТМ холдинга» написал сценарий фильма о том, как «хорошие парни побеждают плохих». Но к съемкам фильма так и не приступил: заказчик, получив сценарий, больше не звонил. «Сейчас все права на сценарий вернулись ко мне, потому что фильм в течение года снят не был», — продолжает режиссер, ссылаясь на договор с «ТМ холдингом».
По данным ЕГРЮЛ и СПАРК, «ТМ холдинг» зарегистрирован в 2007 г. Игорем Ивановым, который до 2008 г. работал директором по маркетингу «Водочной артели «Ять». В 2007 г. на «ТМ холдинг» было перерегистрировано большинство водочных брендов артели «Ять», в 2008 г. компания зарегистрировала сайт водки «Казенка» — kazyonka.ru. Компании также принадлежит выданный в апреле 2009 г. патент на бутылку с рельефной надписью «Казенная», автором которой в документах Роспатента назван гендиректор и один из бенефициаров УК»Водочная артель «Ять» Леонид Вигдорович. Иванов подтвердил «Ведомостям», что в 2008 г. его компания рекламировала фильм «Казенка», но к одноименной водке «ТМ холдинг» отношения не имеет, уверяет он. Связь компании с сайтом Иванов объяснить не смог. А права на фильм были проданы неназванной компании, говорит он, добавляя, что к весенней рекламе «Казенки» «ТМ холдинг» отношения также не имеет.
По словам представителя «Росспиртпрома» (от имени государства управляет 51% акций московского завода «Кристалл») Дмитрия Доброва, водка «Казенка» разливается на заводе по заказу компании «Казенка». «Завод занимается производством, а вопросы, касающиеся продвижения, находятся в компетенции компании-заказчика», — продолжает он. По данным ЕГРЮЛ, ООО «Казенка» было зарегистрировано Андреем Смирновым 13 августа 2008 г. по адресу: Мытищи, Угольная улица, д. 6. По этому же адресу находятся несколько компаний и водочный завод, аффилированные с артелью «Ять». А фактический адрес компании «Казенка» на Сельскохозяйственной улице в Москве совпадает с адресом «ТМ холдинга» и «Водочной артели «Ять». «Товарный знак «Казенка» нам не принадлежит и никакого отношения «Ять» к этой водке не имеет», — говорит Алексей Лазутин, заместитель гендиректора компании «РФП капитал» (управляет заводами «Ять»). Совпадение адреса он объясняет тем, что Угольная, 6, — это промзона, где расположено много разных компаний.
Про случайное совпадение адресов говорит и директор по маркетингу «Казенки» Максим Герасимов. По его словам, случайным является и совпадение цветов и шрифтов этикетки «Казенки» и рекламы фильма. «Мы будем разбираться», — обещает Герасимов. По его мнению, не является нарушением и упоминание в печатной рекламе, что водка производится под контролем государства, потому что это подакцизный товар. «Если ФАС не найдет заказчика рекламы, то оштрафовано будет агентство, ее разместившее», — сообщила Никитина.
|