В Санкт-Петербурге в период с 8 по 9 сентября проходила Пятая международная конференция The Baltic PR Weekend-2005. Свой первый юбилей конференция встретила новым слоганом, выражающим ее главную отличительную особенность: Faces&сases.
В конференции принял участие основатель и председатель совета директоров крупнейшей международной коммуникационной компании Burson-Marsteller господин Хэрольд Берсон (Harold Burson, который, по мнению журнала PRWeek, является "самой влиятельной PR-личностью века"), президент Международной ассоциации по связям с общественностью IPRA Лула Заклама, директор Ogilvy Public Relations WW, EAME Мэтью Андерсон, ведущие российские и зарубежные PR-специалисты и представители крупнейших коммерческих структур, образовательных и общественных учреждений.
Кроме выступлений на пленарных заседаниях, в рамках конференции было проведено несколько Круглых столов по актуальным проблемам в сфере связей с общественностью, корпоративных коммуникаций и политтехнологий.
Огромный интерес участников конференции вызвал Круглый стол на тему: "Политический PR: практики "разноцветных" революций", модератором которого выступил Игорь БУНИН, генеральный директор Центра политических технологий. Аудитория едва вместила всех желающих обсудить эту "горячую" тему.
Участники Круглого стола высказали разные мнения по поводу свершившихся "цветных" революций на пространстве СНГ и перспективах "оранжевой" революции в России.
Среди разных точек зрения доминировали две - Игоря Бунина и Дмитрия Гавры, заведующего кафедрой теории коммуникаций факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
По мнению Игоря Бунина, одним из важнейших факторов "бархатных" революций, проходящих в мире, стало изменение "картины" на геополитическом пространстве. Биполярный мир рухнул. И США стали последовательно менять свою "системообразующую" концепцию. Появилось иное отношение к демократии, как своего рода некоему "вектору террора", который только и может обеспечить стабильность в "нестабильных" государствах, а, значит, и в мире. И США активно начали внедрять "бархатные революции", обеспечивающие демократию, которая в свою очередь гарантирует стабильность (даже в Египте в этом году впервые проводятся выборы).
Это - один из факторов сегодняшних революций.
Другим условием является внутренний фактор, а именно - кризис правящих режимов, а также идея Европы (в особенности для постсоветских государств). Кроме того, для свершения революции необходимы группы населения, которые бы поддерживали эту идею. Главной движущей силой революции на пространстве СНГ, как правило, является средний класс, предприниматели, молодежь и др. Важнейшим элементом революций также является проведение их в рамках легитимности, как это было в Грузии и Украине.
Игорь Бунин выразил мнение, что в России сегодня и, по крайней мере, вплоть до 2007-2008-го годов революция невозможна, поскольку в стране отсутствуют важнейшие революционные факторы. В частности, идея Европы сегодня уже "не греет душу" большинства россиян. У общества также нет иной идеи, вокруг которой могла бы возникнуть устойчивая консолидация оппозиции. Молодежь и средний класс живут исключительно перспективами своей карьеры, а не общенациональными идеями. Бизнесмены и предприниматели на фоне "дела Ходорковского" скорее идут на компромиссы с властью, чем выступают в оппозиции к ней, отстаивая свои интересы. То есть в России сегодня нет "заряженных" масс населения, готовых "вершить" революцию.
Достаточно сильным фактором может стать лишь моральный износ власти в России. Единственной легитимной фигурой сегодня является Президент Путин, но его "брэнд" пока еще не изношен, а потому ситуация - некритична.
Кроме того, нефтедоллары (с сегодняшними высочайшими ценами на нефть!) покрывают многие проблемы и ретушируют большинство социально-экономических проблем. Угроза революции может быть реальна, только если кто-то всерьез захочет "раскачать" государство.
Несколько иную точку зрения на революционную ситуацию высказал Дмитрий Гавра. Он предложил свою "формулу" "бархатной" революции в виде пятифакторной модели - так называемой "оранжевой пентаграммы". По его мнению, революции возможны только при соблюдении следующих пяти условий:
- когда власть считает, что укрепление государства происходит только за счет укрепления самого государства;
- когда действия власти вызывают у людей недоверие, и они уверены, что власть коррумпирована;
- когда народ уверен, что власть фальсифицирует выборы;
- когда власть усиливает контроль над СМИ и "перекрывает" им "горло";
- когда финансово-промышленные группы не сконцентрированы внутри страны, и бизнес ищет опоры легитимности за ее пределами, в международных организациях.
Несмотря на иной подход в определении революционной ситуации, Дмитрий Гавра, как и Игорь Бунин, подчеркнул, что сегодня Россия до революции не созрела, хотя некие "сигналы", "посылы" революционных факторов чутко ловят изготовившиеся к атаке "бархатные политтехнологи".
В дискуссии также принял участие Владимир Мединский, депутат, зам. председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, который, в частности, выразил мнение, что в России "бархатная" революция под теми лозунгами, которые были в Грузии и Украине, невозможна. Самым взрывоопасным является национальный фактор, и если есть "злые гении", они непременно воспользуются этим, создав на базе мелких организаций крупную националистическую партию прославянского толка.
http://www.politcom.ru/2005/bigpr42.php