По указанию мэра Москвы Сергея Собянина объем наружной рекламы на столичных улицах будет сокращен на 20%. Впрочем, находчивые рекламщики тут же нашли новую лазейку. Теперь конструкции устанавливаются на автомобилях. Это не только мешает автомобилистам и пешеходам, но и угрожает безопасности дорожного движения. Между тем юристы говорят, что из-за пробелов в законодательстве привлечь владельцев рекламы на колесах к ответственности практически невозможно.
В случае возникновения неполадки владелец машины далеко не всегда сможет остановиться на «островке безопасности»: часто место уже занято грузовичком с установленной на месте кузова рекламной растяжкой. Согласно Правилам дорожного движения, эти участки на трассах предназначены для остановки транспортных средств не более чем на пять минут. Однако машины нередко стоят там неделями и не только мешают проезду, но и загораживают обзор автомобилистам, закрывают дорожные знаки.
Как правило, автобилборды рекламируют ярмарки, рестораны, солярии и прочие учреждения, расположенные недалеко от столь удачного места стоянки. Иногда реклама установлена не на специальных конструкциях сзади авто, а непосредственно на крыше машины.
Нередко встречаются на улицах Москвы и так называемые мобильные офисы. Они обычно располагаются рядом с крупными гаражными кооперативами или посольствами иностранных государств. В таком автомобиле вам предложат сделать копию документа, сфотографироваться на паспорт или визу. Эти затрудняют движение, занимая парковочные места или целые полосы на проезжей части.
В федеральном законе «О рекламе» сказано, что использование транспортных средств преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается. Соответствующая поправка была внесена в 2006 году, когда количество автобилбордов в Москве превысило все допустимые нормы.
Однако это если и остановило рекламщиков, то ненадолго. «Рекламное законодательство в России несовершенно, у нас нет четких критериев, определяющих, используется ли транспортное средство исключительно в рекламных целях, ведь автомобиль – прежде всего средство передвижения, – рассказал юрист Василий Моисеев. – Доказать незаконность действий владельцев таких машин достаточно сложно».
Закон также ничего не может сделать, если автобилборд стоит на одном месте так долго, что по всем параметрам больше походит на стационарную рекламную конструкцию, к которой предъявляются совсем другие требования. «Чтобы доказать, что машина играет роль стационарной рекламной конструкции, нужно будет несколько раз выезжать на место, и фиксировать, что она там находится, – говорит г-н Моисеев. – Это возможно теоретически, но не юридически».
Кроме того, в законодательстве плохо прописана ответственность рекламодателя в таких случаях. От владельца транспортного средства могут потребовать, чтобы он убрал машину, или взыскать с него штраф, сумма которого несоизмерима с полученным от рекламы доходом. Например, за парковку такого автобилборда на тротуаре придется заплатить не более 2,5 тыс. рублей, тогда как стоимость только одного дня размещения мобильной рекламы составляет около 20 тысяч рублей.
По мнению экспертов, проблема в том, что ГИБДД редко занимается подобными нарушениями. Но бороться с автобилбордами все-таки нужно, поскольку такой вид рекламы негативно сказывается на дорожной обстановке.
www.allmedia.ru
|