На фоне вернувшегося после кризиса спроса на персонал наблюдается рост спроса и на PR-специалистов. Но с определенным отличием – если до кризиса заявки на менеджеров по работе с социальными сетями (SMM — Social Media Manager) были единичны, то теперь такая вакансия входит (в рамках профессии) в пятерку наиболее востребованных.
«Продвижение в Интернете занимает все более значительную часть маркетингового бюджета крупных компаний. На рынке ощущается значительный дефицит специалистов, обладающих глубоким пониманием онлайн-среды и навыками эффективного стимулирования сбыта», — пояснила руководитель департамента маркетингового рекрутмента компании Antal Russia Екатерина Бахарева.
Обычный набор должностных обязанностей специалиста SMM следующий: обеспечение присутствия брендов в тематических сообществах (сайты, форумы, социальные сети, блоги); постинг на тематических сайтах, блогах, сообществах; отслеживание и купирование негатива в адрес бренда...
Сегодня такие специалисты в равной мере вынуждены работать на два фронта – на соцсети и на популярные в поисковиках сайты. Ведь, по оценке руководителя SMM-агентства GreenPR Дамира Халилова, только в 2010 году суммарная аудитория социальных сетей Рунета превысила аудиторию поисковиков. При этом, по данным HeadHunter, 76% таких вакансий создается для корпоративных штатных блогеров, также выполняющих обязанности SMM, 18% вакансий – для внештатников, ведущих корпоративный блог компании удаленно.
Параллельно можно нанимать сколько угодно фрилансеров. Одних — чтобы просто упоминали в положительном ключе бренд на форумах, других – чтобы размещали расширенные версии скрытой рекламы в собственных блогах. Как пояснили «Росбалту» в одном из SMM-агентств, оплата разового упоминания составляет в зависимости от популярности форума всего 15-60 рублей. Как уточнили в агентстве, в силу невысокой оплаты в данной сфере работают лица невысокого социального статуса – иногородние студенты, военные пенсионеры, временно безработные... Разовый же заказ у известного блогера-тысячника, как поясняет в своем ЖЖ dobrokhotov, стоит значительно дороже — 1-3 тыс. рублей. Но заказы нерегулярны, так что тоже «не тянут» на основной источник дохода.
Впрочем, еще недавно доморощенные «эксперты» заполняли Интернет своими комментариями вообще бесплатно. «Заядлый комментатор и трафогенерирующий текст — это как собака Павлова и электрическая лампочка, — отмечает обозреватель «Вебпланеты» Евгений Ахмеров. — Он жаждет выразить мнение по широкому кругу вопросов. У него течет комментаторская слюна, а руки тянутся к бумаге, клавиатуре, микрофону, видеокамере. Если же комментатор лишен этих благ или не желает к ним приобщаться, комментирование происходит на кухне под звон стаканов».
Теперь же, в рамках нового тренда PR-специализации, каждый пользователь Интернета поневоле все чаще вынужден читать проплаченные комментарии. И не следует надеяться, что проблема касается только экономических тем. Тем более — в стране, где политики важнее бизнесменов.
Еще год назад на официальном сайте президента США Барака Обамы появилось объявление о вакантной должности в Белом доме — менеджер по работе с социальными сетями. В России на аналогичные должности публично искать кандидатов не принято. Но с учетом увлеченности президента Дмитрия Медведева блогерством не трудно поверить, что должности специалиста SMM есть в штатном расписании всех более-менее крупных госинститутов. И данные институты все чаще проводят в сети PR-компании, включающие и постинг на тематических ресурсах, и купирование негатива. Например, dobrokhotov пишет, что получил заказ на постинг от ГИБДД.
При этом, если в блогах авторы еще могут под соусом «личного мнения» зашифровать свой финансовый интерес, то «проплаченные» комментаторы на форумах легко идентифицируются. Низкая оплата труда не дает времени основательно вникнуть в обсуждаемую проблему и вынуждает исполнителей действовать согласно алгоритму — делать не допускающие различных трактовок категоричные заявления (чтобы понравилось заказчику) безотносительно самой обсуждаемой темы. Естественно, такие комментарии зачастую лишены логических объяснений – не до того, деньги надо зарабатывать. Или же даются одни и те же объяснения, слово в слово повторяются в каждом посте.
В силу обостряющейся в стране перед выборами политической борьбы таких комментариев будет появляться все больше.
www.rosbalt.ru