Рекламу в аэроэкспрессах, следующих от станции «Аэропорт «Шереметьево» до станции «Белорусский вокзал» размещало ООО «Транс Вижн». Реклама шла со звуком, что является нарушением части 6 статьи 20 закона «О рекламе», говорится в сообщении УФАС по Москве. В ведомстве пояснили: в законе указывается, что распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
ООО «Транс Вижн» разрабатывает аудиовизуальную продукцию и размещает рекламу в московских аэроэкспрессах, следующих во Внуково, Домодедово и Шереметьево. Ролики размещаются в рамках 40 минутного бортового видеожурнала. Кроме того, компания предлагает размещение рекламы в межоконном пространстве, на потолочных арках, подголовниках, спинках кресел и так далее. Среди клиентов компании «Альфа Банк», Unicredit Bank, «Лаборатория Касперского», «Билайн», «Мегафон», МТС, Phizer и другие.
В самой компании отказались комментировать BFM.ru факт возбуждения дела. Информация о предоставляемой рекламной услуге, из-за которой оно возбуждено, с сайта компании не удалена.
Интересно, что «Транс Вижн» размещает рекламу в аэроэкспрессах, в том числе и звуковую, уже несколько лет. Все права на размещение рекламы в аэроэкспрессах компания получила в 2008 году, и она несет обязательства согласно договору, рассказала BFM.ru пресс-секретарь компании «Аэроэкспресс» Юлия Крылова. Она уточнила, что частично реклама идет с аудиосопровождением, частично — «немая», то есть без звука.
Однако ФАС обнаружила нарушение закона только сейчас — как сообщили BFM.ru в ведомстве, в ходе проверки. «Одной из форм работы антимонопольного органа является мониторинг наружной, телевизионной, радио- и прочих видов рекламы в городе Москве. В ходе такой проверки была выявлена аудиореклама в аэроэкспрессах», — уточнили в УФАС.
Рассмотрение дела назначено на 16 июня. Если вина компании будет признана, то ей грозит штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, уточнили BFM.ru в УФАС.
«Компания «Аэроэкспресс» также направила в «Транс Вижн» письмо «с требованием внести необходимые корректировки в технологию вещания с тем, чтобы в самое ближайшее время реклама в электропоездах начала демонстрироваться уже без звукового сопровождения», — заявила BFM.ru Крылова. Она добавляет, что претензии ФАСа направлены исключительно к агентству.
Без звука
Напомним, звуковая реклама в транспорте запрещена с 1 июля 2006 года, когда вступила в силу новая редакция закона «О рекламе». Но уже после вступления в силу закона рекламным компаниям несколько раз удавалось оспорить решения ФАС по поводу запрета на размещение звуковой рекламы в салонах транспорта.
Прецедент был создан в Новосибирской области. В 2007 году региональное управление ФАС потребовало от «Сибирского транспортного телевидения» прекратить распространение звуковой рекламы в автобусах. Компании удалось обжаловать решение антимонопольного ведомства в судах двух инстанций. Суды признали, что прописанная в законе фраза «использование транспортного средства» означает использование движущегося авто как в качестве рекламного носителя, но не эксплуатацию самого медийного комплекса.
Решения ФАС оспаривали и в Саратовской области, они касались установки мобильных билбордов на транспорте. В Москве компания «Маршрут-ТВ» также в судах нескольких инстанций смогла доказать свою правоту в использовании рекламных роликов с звуковым сопровождением.
Но уже в 2008 году Высший арбитражный суд признал правоту региональных управлений ФАС в делах о звуковой рекламе в транспорте. Суд постановил, что реклама на транспорте должна быть беззвучной, а установка мобильных билбордов на транспорте незаконна. Таким образом, в подобных делах была поставлена точка, и разночтения в статье закона о рекламе устранены.
Артур Бабаян, генеральный директор TV.20 (бывшая «Маршрут ТВ») говорит BFM.ru, что и сейчас коллизия в законе все же осталась. Звуковую рекламу в транспорте транслировать нельзя, но при этом трансляция контента — музыкальных клипов, сюжетов и прочего — разрешена. «Скорее всего, как обычно, законодатели подумали о рекламе, а не о том, что там может быть контент со звуком, который они запретить не могут, — полагает Бабаян, комментируя дело в отношении «Транс Вижн». — Мы сегодня совершенно спокойно каждую минуту можем включать громкую музыку, которая не будет подпадать под действие этого закона», — говорит он BFM.ru.
На этой коллизии пытались акцентировать внимание в феврале этого года представители РЖД. Компания настаивала на том, что аудиореклама железнодорожного колледжа, которая шла в 2009 году по радио и в салонах электричек Московской железной дороги, была лишь информацией. В ролике шла речь о наборе учащихся, форме обучения и контактах учебного заведения. Однако ФАС все же признала рекламу незаконной и предписала РЖД устранить нарушение.
У рекламы на транспорте большой потенциал
Бабаян признает, что звуковая реклама в транспорте — неэффективный инструмент. «Потому что это не та среда восприятия. Звук здесь не воспринимается», — говорит он. Сам же рынок рекламы на транспорте имеет большой потенциал роста. Так, еще в 2008 году газета «Ведомости» сообщала, что рынок рекламы на транспорте растет на 400-500% в год, а его объем оценивается в 5-10 млн долларов в год.
По информации рекламного агентства «Star», к примеру, минимальная стоимость рекламной кампании в видеокомплексах в рамках одной спецификации составляет 47,5 тысячи рублей. По информации TV.2.0, максимальная стоимость в рекламном блоке составляет 2,5 млн рублей за четыре недели. Стоимость размещения рекламы в «Транс Вижн» назвать отказались, в компании «Аэроэкспресс» — затруднились.
Сейчас операторы рекламы на транспорте работают примерно в 25 городах с населением от 200 тысяч человек. Потенциальный объем рынка — 40-50 городов, 15 тысяч единиц транспорта, которые перевозят в течение месяца порядка 20-25 млн человек, говорит Бабаян. «Этот рынок может потенциально вырасти более чем в два раза. На сегодняшний день у нас [аудитория] около 2 млн зрителей независимо от того, что ты им показываешь. В Москве — около 1 млн зрителей. Это уровень федерального канала», — резюмирует эксперт.
www.bfm.ru