Вчера аналитики инвестбанков Goldman Sachs, Morgan Stanley и Deutsche Bank, готовивших состоявшееся в мае 2011 г. IPO «Яндекса» на NASDAQ, выпустили первые с момента размещения отчеты, посвященные бизнесу интернет-компании. По темпам роста выручки и EBITDA «Яндекс» — одна из самых быстрорастущих в мире интернет-компаний, сравнимая с китайским поисковиком Baidu и крупнейшим американским интернет-магазином Amazon, отмечают аналитики. А на российском рынке «Яндекс» лидирует: его доля в поисковых запросах составляет 65% против 22% у главного конкурента — Google.
Но позиции «Яндекса» могут пошатнуться, если он не станет уделять больше внимания сервисам для мобильных пользователей, предупреждают аналитики. На рынке интернет-поиска через мобильные устройства (смартфоны и планшетные компьютеры) «Яндекс» уступает Google, успешно продвигающей свой поиск и сервисы в развивающихся странах через операционную систему Android, говорится в отчете Morgan Stanley. Кроме того, Google заключила глобальный контракт с Apple, добившись, чтобы в браузерах выпускаемых ею телефонов iPhone и планшетников iPad был предустановлен поиск Google.
На глобальном рынке интернет-поиска Google доминирует (95%, по данным StatCounter) именно благодаря тому, что активно приспосабливает свои сервисы для мобильных устройств, говорится в отчете Morgan Stanley. Хорошие позиции у Google и в российском мобильном поиске, поскольку доля смартфонов под управлением Android и iPhone уверенно растет и в России, отмечают аналитики банка.
По данным StatCounter, доля смартфонов под управлением Android в России за год выросла почти в 5 раз до 12%. Это угрожает позициям «Яндекса» на рынке поиска, тем более что доля мобильного поиска тоже растет, отмечают аналитики Goldman Sachs. Правда, пока, по оценке Deutsche Bank, мобильные устройства генерируют менее 5% трафика «Яндекса». Около 6%, уточняет сам «Яндекс», но с июня 2010 г. по июнь 2011 г. число пользователей его мобильного поиска выросло на 280%.
Некоторые производители, например тайваньская HTC, уже начали устанавливать на продаваемые в России устройства Android «Яндекс» в качестве основного поисковика, замечает Goldman Sachs. Но «Яндексу» нужно вести себя активнее, считают аналитики Morgan Stanley, и подписывать с производителями устройств больше соглашений о предустановке своего поиска, а возможно, даже выпустить свой смартфон. Представитель «Яндекса» Очир Манджиков эти инициативы не комментирует, но указывает, что «Яндекс» давно сотрудничает с производителями мобильных устройств — Nokia, LG, Samsung, HTC, а также с популярным разработчиком браузера Opera Software. Мобилизация — одна из стратегических программ «Яндекса» на ближайшие годы, добавляет он.
Если «Яндекс» всерьез хочет конкурировать с Google и на глобальном рынке, то ему, возможно, стоило бы задуматься о собственной операционной системе для смартфонов, согласен руководитель российского офиса Acer Глеб Мишин. Но это дорогое удовольствие, реальнее договариваться с производителями о предустановке на их устройства своих сервисов — не только поиска, но и сервиса пробок, карт и др., считает он. Выпуск смартфона означал бы серьезное изменение бизнес-модели «Яндекса» и вступление в конкуренцию с глобальными вендорами, констатирует управляющий партнер «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Проще занять долю на рынке мобильного поиска с помощью мобильных операторов, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: например, можно договориться с ними о бесплатном доступе к сервисам в обмен на часть доходов от рекламы.
www.vedomosti.ru