Объем продаж контекстной рекламы в первом полугодии 2011 г. составил 12,3 млрд руб., подсчитало рекламное агентство iContext. Рост по сравнению с тем же периодом 2010 г. составил 60%. По итогам всего 2011 года он будет не меньшим — 55-60%, ожидает гендиректор iContext Мария Черницкая. Это на 13-18 п. п. выше показателя 2010 г., считает она. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), продажи контекстной рекламы в 2010 г. выросли по сравнению с 2009 г. на 46% до 16,85 млрд руб.
Долю крупнейшего участника рынка — «Яндекса» в первом полугодии 2011 г. iContext оценивает в 65% (7,99 млрд руб.), американской Google — в 26% (3,2 млрд руб.), «Бегуна» — в 7% (0,86 млрд руб.). Рекламные продажи Google росли динамичнее, чем у конкурентов, в среднем рост составил 70%, говорит Черницкая. Это при том что доля Google в обработанных поисковых запросах растет медленно: с июня 2010 г. по июнь 2011 г. она увеличилась всего на 1 п. п. до 23% (по данным Liveinternet.ru).
«Наши доходы растут в России очень быстро, это хороший знак, — заявил недавно “Ведомостям” председатель совета директоров Google Эрик Шмидт, — хотя уровень проникновения интернет-доступа в России пока еще ниже, чем на Западе». По словам Шмидта, рост ускорился в прошлом году, когда у Google появились новые продукты. «И хотя мы не номер один [на российском рынке интернет-поиска], Россия сейчас входит для Google в пятерку стран, где наши доходы растут динамичнее всего», — сказал Шмидт, уточнив, что имеет в виду рост выручки за последние 12 месяцев.
В абсолютных цифрах размер выручки в России Google не раскрывает. В целом же выручка Google в I квартале 2011 г. выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 26% до $8,5 млрд, из них $4 млрд пришлось на США, следует из отчета корпорации. Единственный рынок вне США, информацию о котором Google раскрывает отдельно, — Великобритания: там квартальная выручка корпорации выросла на 20% (до $0,96 млрд). А наибольший рост пришелся на «остальные страны мира» (за пределами США и Великобритании): продажи рекламы в них выросли на 33% до $3,6 млрд.
По оценке J'son & Partners, российский рынок интернет-рекламы (контекстной и медийной) — самый быстрорастущий в мире. В 2010 г. он вырос на 42%, тогда как китайский — только на 35%, а рынки Индии и Бразилии — на 30%.
Google и «Яндекс» увеличивают долю рынка за счет «Бегуна» и более мелких игроков, говорит Черницкая. За полтора года «Бегун», по данным iContext, снизил долю рынка на 8 п. п. Он потерял позиции, в частности, из-за снижения доли поиска Rambler, чьи результаты поиска монетизировал. Исполняющий обязанности гендиректора «Бегуна» Алексей Романенков точную долю своей компании на рынке контекста оценить затруднился. Кроме собственной сети у компании есть и реселлерские контракты, объяснил он. Например, уже больше года «Бегун» является единственным в России реселлером Google, поэтому часть доли Google обеспечивается и клиентами «Бегуна». C учетом перепродажи рекламы Google доля «Бегуна» на рынке контекстной рекламы более чем вдвое превышает оценку iContex, составляя примерно 15%, считает источник в крупной интернет-компании. Кроме того, в июне 2011 г. «Бегун» стал партнером рекламной системы «Яндекс.Директ», добавляет Романенков.
www.vedomosti.ru