Эксперты прогнозируют, что в следующем году цены на телевизионную рекламу в России вырастут в среднем на 20%. Но это не остановит рекламодателей, более того, спрос будет только расти. Не последнюю роль в этом процессе сыграют президентские выборы.
В 2012 году цены на телевизионную рекламу в России вырастут в среднем на 20%. Такой прогноз делает компания «Видео Интернешнл», которая продает рекламу на восьми федеральных телеканалах (обслуживает «Первый канал», РЕН ТВ, «Пятый канал», 7ТВ, ТВ3 и др.). При этом эксперты ожидают увеличения спроса на телерекламу в будущем году примерно на 15%.
По словам гендиректора «Видео Интернешнл» Сергея Васильева, в итоге объем рынка телевизионной рекламы в 2012 превысит 150 млрд рублей. Причем, согласно прогнозу, с января по сентябрь расходы на телерекламу вырастут примерно на 25% по сравнению с прошлым годом, достигнув отметки в 88 млрд рублей.
Эксперт в области рекламы, управляющий партнер агентства BrandLab Moscow Александр Еременко в интервью BFM.ru назвал прогноз реалистичным. Причин, по мнению эксперта, несколько: «С одной стороны, происходит общее повышение цен. И на медиа-носители в том числе. Есть и элемент вытеснения других рекламоносителей».
Кроме того, Еременко отметил, что не последнюю роль в этом процессе сыграют грядущие выборы: «Выборные годы, конечно, получают дополнительный процент. Время на телеканалах не резиновое, есть жесткие законодательные ограничения по объему показа рекламы. С приходом новых, «сезонных», рекламодателей цена резко возрастает». При этом эксперт отметил, что в настоящее время цены на рекламу в Интернете растут еще более быстрыми темпами, чем на телерекламу, а для всех остальных носителей — традиционных СМИ, радио, наружной рекламы — наоборот, медленнее.
Заместитель генерального директора «Телеком-Инвест» Андрей Брайович также согласен с тем, что в следующем году цены на телевизионную рекламу в России вырастут, даже несмотря на то, что сейчас с рынка уходят крупные рекламодатели. «С учетом наших политических событий, то есть выборов, есть ощущение, что в следующем году в первом полугодии рост будет высоким. Я не уверен, что это будут 25%, возможно, меньше, но, тем не менее, пока ожидается, что на уровне около 15–25%», — рассказал Брайович Business FM.
Президент некоммерческого партнерства «Гильдия Маркетологов» Игорь Березин, напротив, считает, что выборы почти не влияют на стоимость рекламы на телевидении: «Большая часть информации будет идти по общественным каналам. Тем партиям, которые представлены в Думе, будет предоставлено время, чтобы они могли представить свои программы телезрителям, избирателям. Это все законодательно отрегулировано. У партий будет возможность еще приобрести какое-то количество дополнительного времени на коммерческой основе, но кроме партии Прохорова этим никто не воспользуется. В любом случае, речь идет о небольшом объеме средств. То, что будет потрачено всеми политическими партиями, на порядок меньше, чем тратится одной крупной компанией, производящей снеки или прохладительные напитки», — рассказал Березин BFM.ru.
При этом сам процесс роста цен он называет закономерным как для телевидения, так и для Интернета. Но причины в нем видит разные: «У нас каждый год происходит повышение цен на рекламу. В Сеть приходят рекламодатели, и там тоже растут цены на размещение. Но в Сеть приходят рекламодатели двух типов: старые рекламодатели, которые включат в свои бюджеты дополнительные статьи, и новые, которые другими средствами не рекламировались. Соответственно растет и количество таких рекламодателей, и бюджеты продвижения в Сети увеличиваются. Что касается телевизионной рекламы, это довольно ограниченный ресурс. Время, отведенное на рекламу, с одной стороны, ограничено законодательно на центральных каналах, с другой, здравым смыслом. Понятно, что если на канале нишевом половина времени будет забита рекламой, никто его смотреть не будет, и эффективность расходов на рекламу будет быстро стремиться к нулю. Соответственно, есть ограниченные ресурсы, на которые устойчивый спрос, что и поддерживает общую ситуацию в таком равновесии с тенденцией на повышение цены».
Прогноз «Видео Интернешнл» относительно рынка телерекламы в 2012 году учитывает, что производители товаров повседневного спроса сократили ранее запланированные бюджеты на конец 2011 года. Партнер компании Odgers Berndtson executive search Роман Тышковский объясняет это тем, что рынки в настоящее время недостаточно восстановились.
«Очевидно, что на четвертый квартал этого года часть наших производителей повседневных товаров сократили свои бюджеты, при этом другие сегменты растут вполне удачно. К примеру, увеличивают свои бюджеты продавцы автомобилей, что, в свою очередь, позволяет расти рекламной индустрии. В целом, я думаю, рост по итогам года будет чуть ниже, чем прогнозируемый, однако это все равно будет рост больше 15%», — сказал Тышковский Business FM.
Стоит отметить, что в феврале этого года на рынке телевизионной рекламы наметился дефицит места — рекламу удалось разместить далеко не всем желающим. Самыми дефицитными месяцами назывались март и сентябрь, но высоким спрос оставался даже летом, в традиционный период затишья на рекламном рынке.
У «Видео Интернешнл было распродано к февралю более 90% рекламного места в первом квартале, а в четвертом — более 70%. На каналах, обслуживаемых «Газпром-медиа» и «Алькасар» (НТВ, ТНТ, «ТВ-Центр»), а также «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», ДТВ) и «РТР-Медиа» ситуация была приблизительно такой же.
При этом спрос на телерекламу в России в этом году, к удивлению многих экспертов, превысил прошлогодний на 20%, тогда как все ждали меньшего расширения рынка. Так, в декабре 2010 года гендиректор «Видео Интернешнл» Сергей Васильев оценивал рост спроса в 2011 году в 17%, в этом случае сегмент должен был вырасти до 152 млрд рублей.
Эксперты также несколько ошиблись с общим количеством претендентов на телерекламу. Этот показатель превзошел ожидания за счет некрупных игроков. По словам президента группы коммуникационных агентств VivaKi Russia Сергея Белоглазова, многие из них не входят в число топовых рекламодателей, а некоторые и вовсе являются новыми игроками на ТВ. «Эксперты недооценили скорость восстановления малого и среднего бизнеса и интерес, который эти компании проявили к телерекламе», — считает Белоглазов.
bfm.ru