Выручка Yandex за прошлый год достигла 20 млрд руб., а чистая прибыль и показатель EBITDA выросли в полтора раза. В то же время Google продолжает теснить «Яндекс» в России путем агрессивной дистрибуции через браузеры и различных препонов, мешающих пользователям Chrome работать с другими поисковиками.
Выручка компании Yandex (владеет российским «Яндексом») за 2011 г. выросла на 60% до 20 млрд руб. ($622 млн). Операционная прибыль выросла на 46% до 7 млрд руб ($218,5 млн). Показатель EBITDA и чистая прибыль увеличились в 1,5 раза, достигнув 9,2 млрд руб. ($286,9 млн) и 5,8 млрд руб. соответственно. Рентабельность по операционной прибыли составила 35,1%, по чистой прибыли – 28,8%.
98% доходов Yandex – это реклама. Объем контекстной рекламы вырос на 60%, составив 17,5 млрд руб., из них 14,59 млрд руб. пришлось на рекламу на самом «Яндексе» и 2,9 млрд руб. – на партнерские сайты. Рост доходов от партнерских ресурсов был особенно впечатляющим: за весь год он составил 94%, за IV квартал прошлого года – 131% (достигнув 1,03 млрд руб.). В «Яндексе» объясняют это подключением к своей партнерской сети «Рамблера» в середине прошлого года и улучшением рекламной технологии.
Общее число платных кликов выросло в IV квартале 2011 г. на 65% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года при снижении цены клика в среднем на 7%. В «Яндексе» считают это результатом усилий по улучшение привлекательности для новых рекламодателей из регионов и повышению эффективности рекламных затрат клиентов.
Объем медийной рекламы вырос на 71%, составив 2 млрд руб. «Яндекс» объясняет это желанием своих клиентов сохранять присутствие в интернете. Общее число рекламодателей за прошлый год выросло на 44%, превысив 270 тыс. Еще одна строка доходов - комиссии от пользователей «Яндекс.Деньги» - принесла компании 383 млн руб. (рост – 46%).
В то же время доля «Яндекса» на российском поисковом рынке продолжает снижаться: если в III квартале 2011 г. она составляла 62,7%, то в IV квартале, по данным Liveinternet, она уменьшилась до 60,8%. Усиление позиций Google в России гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож объясняет агрессивным распространением поисковика путем встраивания своего поискового окна в браузеры. Причем в «Яндексе» не довольным тем, как Google продвигает себя через свой же браузер Chrome.
«В мае прошлого года российские пользователи Chrome лишились возможности при установке браузера выбирать поисковик по умолчанию, - говорит Волож. - Осенью была отключена возможность при установке дополнения «Яндекс.Бар» менять на лету поисковик при вводе поискового запроса в адресной строке браузера. Поставить «Яндекс» поисковиком по умолчанию все равно можно через настройки, но в Chrome это сделать гораздо сложнее, чем, например, в Firefox и Opera».
«Поскольку пользователи Chrome все равно продолжают искать «Яндексом», мы сделали скрипт, который предлагает пользователю поставить «Яндекс» поисковиком по умолчанию, - продолжил гендиректор Yandex. - Но в следующей версии браузера сторонним скриптам будет запрещено менять настройки, причем это ограничение коснется уже пользователей по всему миру».
Впрочем, выпускать свой браузер «Яндекс» все равно не собирается, а его стратегия состоит в попытках проникнуть во все браузеры и сделать работу с поисковиком максимально комфортной для их пользователей. На руку «Яндексу» играет ситуация с Internet Explorer, поскольку поисковая служба Bing, созданная разработчиком этого браузера – корпорацией Microsoft – имеет слабые позиции в России. В целом опыт чешского поисковика Seznam показывает, что локальная поисковая служба даже без каналов дистрибуции может держать долю не ниже 50%, уверен Волож.
http://rosinvest.com