Федеральное бюро расследований США обратило внимание на компанию News Oudoor, бывшую российскую «дочку» News Corporation Руперта Мердока. Американцы полагают, что сотрудники компании могли давать взятки чиновникам за право установки рекламных конструкций в столице.
Об интересе ФБР к российским рекламщикам сегодня со ссылкой на осведомленный источник в ведомстве сообщили сразу два деловых издания — The Wall Street Journal и Financial Times. По данным газет, обвинение держится на предположениях силовиков о нечестной работе компании: журналисты полагают, что руководство организации давало взятки различным чиновникам и должностным лицам. Но возможный объем финансовых махинаций не называется.
С 2008 года, по российскому законодательству, все операторы наружной рекламы выбираются на открытых тендерах. Победителем становится участник торгов, предложивший максимальную цену за возможность эксплуатации щитов. Генеральный директор «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин говорит, что в 1990-е и в начале 2000-х возможностей для коррупции было несколько больше: тогда основанием для предоставления рекламной площадки служила заявка и чиновники полностью контролировали рынок.
В самом News Outdoor никаких попыток выйти на связь со стороны ФБР не зафиксировали. Впрочем, в случае если они будут, компания предпочтет работать по российскому законодательству, через Следственный комитет.
Адвокат Андрей Князев объясняет, что одного желания ФБР в этой ситуации недостаточно. Для получения сведений о компании бюро необходимо направить официальное обращение в отдел международного сотрудничества при Генеральной прокуратуре, которая уже даст поручение вести расследование Следственному комитету. Самостоятельно вести оперативную работу на территории другой страны представители ФБР не могут. Максимум, на что могут рассчитывать силовики — полуофициальные беседы. Даже в случае если Следственный комитет найдет нарушения в работе оператора, судить компанию все равно будут по российскому законодательству. Сейчас проблемы могут начаться только тогда, когда кто-либо из менеджеров News Outdoor покинет пределы страны: тогда человека вполне могут задержать для допроса, но за пределами нашей страны. Впрочем, серьезность намерений ФБР пока до конца не ясна. Получить оперативный комментарий в Генеральной прокуратуре и Следственном комитете не удалось.
Компания News Outdoor работает на российским рынке с середины 1990-х. С начала 2000-х и до ноября прошлого года организация была полностью подконтрольна News Corporation. Впрочем, в News Corporation подчеркивают, что они были только инвесторами и никогда не участвовали в оперативном управлении компанией и тесные связи искать бессмысленно.
После четырехлетних поисков покупателей 79% компании были проданы инвестиционному фонду, в состав которого вошли «ВТБ Капитал», «Альфа-групп» и основатель канала СТС Питер Герви. Контрольный пакет принадлежит ВТБ. Сумма сделки оценивалась в $350 млн. На сегодняшний день, по данным «Эспар-Аналитик», News Outdoor контролирует около 20% российского рынка рекламы. Единственное иностранное представительство компании работает на Украине.
Бюро расследований обратило внимание на российскую компанию в ходе изучения обстоятельств дела газеты News of the World. Издание было закрыто в середине прошлого лета после скандала вокруг подкупа журналистами издания сотрудников полиции, прослушки телефонных номеров ряда знаменитостей, участников военных кампаний и жертв терактов.
izvestia.ru