Как сообщил Ъ в среду Верховный суд оставил в силе решение горсуда Петербурга, резко ограничившего полномочия ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР).
Суд запретил ГУПу выдавать разрешения на установку рекламоносителей на фасадах зданий в городе и взимать за это арендную плату. В ГЦРР заявляют, что в результате город потеряет треть доходов от наружной рекламы (не менее 250 млн руб.), а процедура согласования новых рекламных конструкций существенно усложнится.
Верховный суд отказался удовлетворить кассационную жалобу правительства Петербурга на решение горсуда, принятое в феврале нынешнего года. Городским властям не удалось оспорить в Верховном суде вердикт, отменивший ряд основополагающих норм «Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге», утвержденных Смольным в 1996 году. Этим документом город уполномочил ГЦРР контролировать установку рекламоносителей, в том числе взимать плату за использование собственности и демонтировать объекты. В суд на правительство Петербурга подали ООО «Зета» (после того как ГЦРР демонтировал вывеску магазина «Домашние кинотеатры» на Литейном проспекте) и сопредседатель Ассоциации малого и среднего бизнеса Марина Журавлева.
После решения Верховного суда нормы, которые обязывают владельцев рекламоносителей согласовывать с ГЦРР установку конструкций на фасадах многоквартирных домов, будут отменены как противоречащие федеральному законодательству. Речь идет о зданиях, находящихся в городской, общедолевой или федеральной собственности. У ГЦРР осталось лишь право заключать договоры и собирать арендную плату за размещение рекламоносителей, расположенных вдоль городских дорог. «Мы добились отмены незаконных исключительных прав ГЦРР, который, подключив частную охранную структуру «Славяне-Северо-Запад», просто выколачивает из людей деньги за размещение рекламы даже на объектах частной собственности,– говорит представитель ООО «Зета» Григорий Соломинский.– Теперь ничто не мешает ГЦРР действовать в соответствии с законом «О рекламе», который требует при установке рекламоносителей получать согласие всех собственников и договариваться с ними об условиях оплаты».
По оценке директора ГЦРР Александра Кадырова, ущерб для городского бюджета в результате вступления в силу данного решения составит не менее 250 млн руб. в год. Это треть от общего объема платежей в бюджет за размещение объектов наружной рекламы на зданиях и сооружениях. По данным ГЦРР, на таких объектах установлены около 15 тыс. рекламных и информационных конструкций, что составляет около половины от всех размещенных в городе рекламоносителей. Господин Кадыров утверждает, что из-за определения Верховного суда может сложиться такая ситуация, что в ближайшее время никто не сможет разместить на городских зданиях ни одной новой вывески, так как «теперь неясно, кто именно от лица Петербурга должен заключать договоры на размещение рекламных конструкций». С ним соглашаются и в администрации. «Теперь им (желающим установить на фасадах новые конструкции.– Ъ) будет легче повеситься, чем выяснить, у кого и на каких условиях они могут получить соответствующее разрешение»,– заявил Ъ представлявший в суде городское правительство зампред комитета по печати Андрей Воробьев.
Участники рынка в целом разделяют опасения городских властей. «Это действительно крайне осложнит процесс согласований для всех, в том числе и владельцев вывесок»,– считает гендиректор компании «Руан» Игорь Ананских.
Как сообщили Ъ в ГЦРР, в июне правительство города намерено принять специальное постановление, в рамках которого уточнит порядок взаимодействия органов исполнительной власти в соответствии с решением Верховного суда и новым законом «О рекламе», вступающим в силу 1 июля. Этим же документом будут утверждены и новые правила размещения рекламоносителей в городе.
Анна Пушкарская, Тимур Бордюг
КоммерсантЪ