Россия занимает 6 место в Европе и 12 место в мире по объему рынка рекламы. По оценкам экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), рекламный рынок России в I полугодии 2006г. по сравнению с аналогичным периодом 2005г. вырос на 28% и достиг 2.8 млрд. долл. Наибольший рост рынка показал интернет-сегмент (+80%), доказывая потенциал виртуальной рекламы.
Введение нового закона о рекламе 1 июля 2006г. не оправдало ожидания: сегментация рынка рекламы не перераспределилась. По мнению аналитиков, ужесточение условий и времени показа рекламы на телевидении могло способствовать переходу некоторых крупных рекламодателей на другие виды рекламы. Но произошло с точностью наоборот: крупные рекламодатели увеличили свои телевизионные бюджеты за счет отказа от других видов рекламы. Телевизионный сегмент по-прежнему занимает лидирующие позиции, по сравнению с аналогичным периодом рост в I полугодии составил 35%, а наружной рекламы - 29%. В России просматривается мировая тенденция снижения доли печатных СМИ на рекламном рынке - прирост в этом сегменте составил только 14%.
Первое место в тройке лидеров крупнейших рекламодателей во всех сегментах российских СМИ, по данным TNS Gallup AdFact, - за «бессмертным» Procter&Gamble, хотя количество выходов рекламы во II квартале уменьшилось по сравнению с I кварталом 2006г. с 63028 до 57035 выходов. Второе место заняла «соперница» Pepsi - компания Coca-Cola с 38998 выходами рекламы. Замыкает тройку лидеров компания UNILEVER – незаменимый производитель товаров ежедневного спроса (31158 выходов).
По данным TNS Gallup AdFact, в категории «Финансовые услуги» первые места заняли «новички». Так, лидером этой категории стала компания «Лоялти Партнерс Восток» (2692 выходов), выпустившая в этом году на рынок теперь уже небезызвестную накопительную программу «Малина». По данным официального сайта программы, за 10 недель работы участниками программы стали более 500 тыс. московских семей. «Результаты гораздо лучше, чем мы планировали изначально, - комментирует генеральный директор компании «Лоялти Партнерс Восток» Эрик Барре. - Наши усилия, направленные на разработку программы, которая действительно нужна потребителям, полностью оправдали себя». На втором месте - Банк «Русский Стандарт» с 2640 выходами рекламы. На третье место поднялась Visa International, занимавшая в начале года только 12 место.
Тройка лидеров в категории «Услуги по операциям с недвижимостью» остается неизменной. Первое место - за «автором» самого высокого в Европе жилого здания, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса, - небоскреба «Триумф-Палас», строительной компанией «Дон-Строй». На ТВ, в прессе, в наружной рекламе, на радио и в кино реклама «Дон-Строя» вышла 3200 раз, что на 641 выходов меньше, чем в I квартале 2006г. На втором и третьем месте строительные компании «Капитал Груп» и «Строим Вместе». По словам коммерческого директора холдинга «Капитал Груп» Алексея Белоусова, основным приоритетом в рекламной политике компании является многофункциональный комплекс «Город Столиц». Это масштабный проект в рамках ММДЦ «Москва-Сити». «Учитывая объем строительства и эксклюзивность продукта в целом, мы пришли к выводу, что подход к продвижению проекта должен отличаться от ранее используемых. Объемы непременно должны быть увеличены. Это касается также и нашего нового проекта «Легенда Цветного» на Цветном бульваре, и «Тихвинской усадьбы» у метро Новослободская и резиденций «Барвиха Хиллс». Все эти проекты уникальны и требуют больших затрат по продвижению», - комментирует А.Белоусов.
В категории «Страховые услуги» выделилась компания «Росно» с 1593 выходами рекламы. За ней следуют «Ингосстрах» и «любимая» компания Федора Бондарчука - «Росгосстрах» с 1461 и 880 выходов рекламы соответственно. По словам начальника отдела маркетинговых коммуникаций «Росно» Малика Кулаева, на второй квартал 2006 года пришелся второй флайт рекламной кампании в поддержку продаж ОСАГО. «Росно» еще в декабре 2005 года стала первой компанией, которая предоставила своим клиентам полное сопровождение по полисам ОСАГО, приблизившись к стандартам, принятым в Европе («Европейский протокол»). До недавнего времени при аварии клиенты обращались в чужую страховую компанию, «Росно» же предложило взять на себя урегулирование всех вопросов со страховой компанией виновника ДТП, осуществить сбор справок в ГИБДД и прочих компетентных органах. Результаты I квартала 2006 года показали, что рынок очень хорошо принял инициативу компании: по итогам I квартала «Росно» увеличило число заключенных договоров по ОСАГО на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. И это учитывая тот факт, что, по данным РСА, в декабре 2005 - феврале 2006 года данный сегмент страхового рынка сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Достигнутые результаты послужили дополнительной причиной проведения рекламной кампании в апреле-мае».
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что рынок рекламы России сохранит положительную динамику темпов роста рынка и к концу года достигнет 6,5 млрд. долларов.
Валерия Волохова
Источник таблиц: TNS Gallup AdFact
Методика: Крупнейшие рекламодатели
РБК Рейтинг