Изменение правил игры на несколько месяцев заморозило индустрию наружной рекламы. С середины июня невозможно получить разрешение на установку в городе новых рекламоносителей. Больше всего от этих проблем пострадали небольшие операторы и рекламодатели.
Новая версия закона «О рекламе» вступила в силу 1 июля 2006 г. Наряду с ограничением рекламы азартных игр и казино, ужесточением требований к рекламе алкоголя, табака и пива, запретом распространения рекламы с помощью «мобильных биллбордов», зонтичных брендов она меняет порядок выдачи разрешений на установку рекламоносителей. В Петербурге их будет выдавать госучреждение «Городская реклама и информация», которое подчиняется комитету по печати и взаимодействию со СМИ городской администрации. Документ о создании этого учреждения Смольный принял в конце июля, как и постановление № 904 «О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге». Постановление вносит изменения в разрешительную систему, поясняет сотрудник Городского центра размещения рекламы (ГЦРР), просивший не называть его имени в печати. По его словам, принятие новых правил должно оживить рынок, развитие которого затормозилось в последние два месяца.
Рынок оказался парализован после того, как в середине июня губернатор Валентина Матвиенко запретила комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) выдавать архитектурно-планировочные задания (АПЗ) для установки рекламоносителей.
Губернатор мотивировала запрет тем, что разрешения часто выдаются без учета особенностей городской архитектуры. Вот уже два месяца, как комитет приостановил выдачу АПЗ, говорит главный художник города Георгий Шереметьев. Это подтверждает и сотрудник ГЦРР, просивший не называть его имени в печати. По его словам, из-за этого невозможно законно устанавливать на улицах новые рекламоносители.
Сложности с размещением новых рекламоносителей действительно возникли, признает представитель одного из крупных агентств.
Негативные последствия запрета уже почувствовали рекламодатели. Одна из торговых сетей почти три месяца не может согласовать размещение рекламной установки перед торговым комплексом, в строительство которого вложила $3 млн, рассказал представитель ритейлера на условиях анонимности. Сначала компания потратила около месяца на изменение проекта в соответствии с требованиями чиновников. Однако после июньского заявления Матвиенко рассмотрение заявки было приостановлено. «В КГА нам рекомендовали приходить не раньше чем через два месяца», — говорит он. Аналогичные проблемы возникли у девелоперской компании, которая собирается в конце года открыть торговый комплекс и хочет установить перед ним рекламные стелы, которые позволят покупателям сориентироваться. Стоимость одной такой конструкции — $150 000-170 000. «Мы опасаемся тратить деньги на их производство, поскольку не уверены, что успеем согласовать установку к открытию объекта», — говорит представитель компании.
Представитель крупного агентства оценивает потери рынка как незначительные, ведь количество рекламоносителей увеличивается менее чем на 1% в месяц. «Любая реформа всегда притормаживает, посмотрите, что делается на алкогольном рынке», — говорит он. К тому же многие агентства, по его словам, запаслись свободными местами впрок. По данным ГЦРР, большинство АПЗ не ограничены каким-либо сроком действия.
Лидерам рынка ограничение пойдет даже на пользу, считает директор по продажам Clear Channel в России Алексей Нестеренко. «Это позволит не гнаться за конкурентами в стремлении получить как можно больше мест, а сосредоточиться на улучшении уже существующих рекламоносителей», — считает он. «А поскольку рекламный рынок последние пять лет растет на 25-30% в год, ограничение прироста новой наружки даст возможность постепенно повышать тарифы на размещение», — отмечает он.
Сотрудник ГЦРР не исключает, что некоторые агентства размещали новые щиты без разрешения. «После выхода новых нормативных документов у нас появилась возможность для контроля за ними и демонтажа», — радуется собеседник «Ведомостей». По его оценке, порядок на рынке восстановится к сентябрю.
По данным маркетингового агентства «Эспар-Аналитик», объем петербургского рынка наружной рекламы в 2005 г. составил $125 млн с учетом рекламы на транспорте и в метро.
Рекламная власть меняется
Согласно постановлению № 904 разрешение на установку рекламы согласовывается в КГА, ГИБДД, комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), комитете по благоустройству и дорожному хозяйству, Государственной административно-технической инспекции. Документ содержит перечень из 76 магистралей первой категории, в числе которых наряду с Невским проспектом улицы Петроградского и Василеостровского районов, а также пригородов. В радиусе 50 м от них крупногабаритные конструкции можно размещать лишь в соответствии с перспективными адресными планами, которые комитет по печати утверждает вместе с КГА.
http://www.outdoor.ru/index.php?sku=press69698956
|