Компания "ГфК-Русь" провела исследование рынка финансовых и банковских услуг.
Доля пользователей банковскими услугами (не включая оплату коммунальных услуг) среди взрослого населения России составляет 71,4%. Самыми известными банковскими брендами являются Сбербанк России, Банк Русский Стандарт и Альфа-Банк. Выбирая банковские продукты и услуги, россияне в первую очередь руководствуются мнением и советами друзей и родственников. Такие данные были получены в ходе исследования отношения россиян к пользованию банковскими продуктами и услугами, уровня осведомленности о банках и знания рекламы банка, а также степени влияния различных источников информации на выбор банковских продуктов и услуг, проведенного компанией в январе 2007 года.
Популярность банковских услуг растет
Наиболее активно пользуются банковскими услугами россияне в возрасте от 30 до 59 лет, предприниматели, руководители и служащие, как правило, с высшим образованием, имеющие семью из 4-5 человек, с уровнем дохода более 6000 рублей на члена семьи в месяц, проживающие в крупнейших (от 500 тыс. жителей) городах России.
По сравнению с весной, во второй половине 2006 года отмечено увеличение доли пользователей текущими рублевыми счетами (с 35% до 38% взрослого населения) и нецелевыми кредитами (с 3,5% до 7,5%, особенно в средних и крупных городах – от 100 до 500 тыс. жителей).
Продолжает увеличиваться доля пользователей автокредитов и ипотеки: за полгода количество россиян, прибегнувших к данным видам кредитования, увеличилась вдвое. При этом автокредитование наиболее популярно в Москве и в городах Сибирского федерального округа.
Как показывали результаты исследования, доля пользователей пластиковыми банковскими картами сохранилась в течение года на уровне 22-23%. Наиболее характерно для россиян использование зарплатной дебетовой карты, их имеет около 86-87% от общего количества пользователей карт. По сравнению с весной увеличилась доля пользователей кредитной картой, оформленной самостоятельно, а также частота использования банковских карт (от 2-3 раз в месяц до 1-2 раз в неделю). Среди пользователей дебетовых карт увеличилась доля россиян в возрасте от 40 до 49 лет, прежде всего, рабочих и служащих, а среди пользователей кредитных карт – молодежи в возрасте от 20 до 29 лет.
Знание банков
По уровню знания можно выделить несколько категорий банков. Лидирующее место занимает Сбербанк России (более 90%), наряду с ним в группу наиболее известных банков входят такие банки, как Банк Русский Стандарт (63,6%), Альфа-банк (54,9%) и Внешторгбанк/ВТБ (47,6%). Наилучшую динамику увеличения доли знающих банк (по списку) в течение 2006 г. демонстрировал в этой группе Банк Русский Стандарт (+9%).
Вторую группу с уровнем знания выше среднего составляют банки: Газпромбанк (39,9%), Хоум Кредит (39,6%), Росбанк (32,8%), Банк Москвы (32,2%) и Уралсиб (31,7%). Наилучшую положительную динамику уровня знания в этой группе показал банк Хоум Кредит (+5,8%).
В третью группу (со средним значением 14-20%) вошли банки: Импэксбанк, ВТБ24, ПромСтройБанк, Ситибанк, Петрокоммерц, Возрождение, МДМ-Банк. Наилучшую динамику показал ВТБ24 (+11,6%).
Многочисленная группа банков с уровнем знания ниже среднего (менее 10%) представлена 17-ю банками. Более известными в этой группе являются Юниаструм Банк, Финансбанк, Сибакадембанк, Балтийский, БИН-Банк, ММБ, Райффайзенбанк, Русфинансбанк. Замыкают список банки Глобэкс, Запсибкомбанк, НОМОС-банк с показателями на уровне статпогрешности – менее 3%.
Аdworker.ru