По оценкам агентства V-RATIO, столько же стоил бренд JP Morgan, когда в 2000 году его покупал Chase Manhattan.
По словам оценщиков, стоимость бренда — параметр, который легко рассчитать исходя из экономических характеристик банка. Однако участники рынка считают, что значительную долю в стоимости бренда Сбербанка составляет более чем столетняя история банка, бухгалтерской оценке поддающаяся с трудом.
Как информирует РБК daily, в прошлую пятницу консалтинговая компания V-RATIO опубликовала результаты исследования по стоимости брендов российских банков и компаний за 2006 год. Управляющий партнер V-RATIO Олег Чернозуб пояснил РБК daily: «Для оценки стоимости брендов мы использовали метод дисконтированных денежных потоков, по которому предметом исследования являлась стоимость экономических эффектов будущих периодов. То есть мы изучали, сколько сможет заработать этот бренд в будущем для своего собственника».
Согласно исследованию стоимость бренда Сбербанка оценивается в 6,2 млрд долл. Оценка бренда Сбербанка агентством V-RATIO значительно превышает оценки других компаний. Так, например, брендинговая компания Interbrand Zintzmeyer & Lux AG оценила в 2006 году бренд Сбербанка примерно в 380 млн долл., а бренд Росбанка — в 52,7 млн долл., то есть всего в 7,2 раза меньше стоимости бренда Сбербанка. Агентство V-RATIO в свою очередь оценило бренд Росбанка в 288 млн долл., то есть в 21,5 раза меньше, чем бренд Сбербанка. В то же время в пятницу по итогам закрытия торгов на бирже РТС рыночная капитализация Сбербанка составила 69,73 млрд долл., а Росбанка — 4,3 млрд долл., то есть в 16,2 раза меньше капитализации Сбербанка.
Участники рынка затрудняются в оценке предложенной V-RATIO стоимости бренда Сбербанка. «Сложно сказать, 6,2 млрд долл. для бренда Сбербанка — это много или мало, — говорит председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган. — Это лучше, чем 5 млрд долл., но хуже, чем 7 млрд долл.».
Директор управления по работе с частным капиталом Credit Suisse Алексей Родзянко считает, что справедливая оценка бренда — задача трудная, если вообще выполнимая. «Сказать, что бренд оценили справедливо, можно было бы только в том случае, если бы существовали прецеденты покупки только имени банка, когда все активы оставались бы прежним владельцам, — отмечает г-н Родзянко. — Однако в мировой банковской истории таких случаев не было или по крайней мере они мне неизвестны. Поэтому оценка бренда — это всегда в каком-то смысле теоретический эксперимент». Тем более, по его словам, трудно оценить бренд Сбербанка, «ведь Сбербанк — банк уникальный в России, а Россия — особая страна».
И все же некоторые исторические параллели провести можно. «В 2000 году происходило слияние Chase Manhattan Corp. и JP Morgan & Co., и Chase Manhattan заплатил за покупку JP Morgan 36 млрд долл., в то время как рыночная капитализация банка составляла 30,24 млрд долл. То есть фактически почти 6 млрд долл. Chase Manhattan заплатил за бренд JP Morgan, который остался в названии новой корпорации и JP Morgan Chase», — считает Алексей Родзянко.
При этом участники рынка полагают, что последняя оценка бренда Сбербанка вполне справедлива, однако оправдывается в основном нефинансовыми параметрами банка. «Для Сбербанка такая оценка бренда вполне адекватная и нисколько не заниженная. Ведь за Сбербанком стоит огромная история», — полагает исполнительный директор финансовой корпорации «Уралсиб» Александр Вихров. «Это единственный в своем роде исторический банковский бренд в России, стоимость которого заработана многими и многими годами работы. Всем гражданам России, да и СССР известно имя «Сберкасса», преемником которой стал Сбербанк», — добавляет начальник управления по торговле с акциями МДМ-Банка Деррик Перлин.
Наконец, по мнению главного управляющего директора УК «Альфа-Капитал» Валерия Петрова, значительная доля успеха бренда Сбербанка приходится на его известность за рубежом. «Сбербанк — одна из крупнейших компаний мира по рейтингу Fortune 500. Мировая известность фактически мультиплицирует стоимость бренда в несколько раз. Без этого банк не имел бы столь успешной истории на фондовом рынке», — объясняет Валерий Петров.
adworker.ru