Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера сообщила о выдаче предписания Росбанку о восстановлении конкурентной ситуации на рынке автокредитования. ФАС обнаружила в соглашении банка с "Росгосстрах-Центром" положение о возврате банку 12% от полученной страховщиком премии при страховании рисков заемщиков Росбанка. И хотя подобного рода "откаты" выявлены госрегулятором впервые, страховщики называют их повсеместной практикой на рынке автокредитования.
Согласно вчерашнему сообщению ФАС, теруправление службы по Рязанской области признало рязанский филиал Росбанка нарушившим закон "О защите конкуренции". Как рассказал Ъ глава рязанского УФАСа Николай Кудинкин, филиал банка получил предписание за соглашение с "Росгосстрах-Центром" от 19 февраля 2007 года. По словам господина Кудинкина, в соглашении стороны договаривались, что банк направляет к страховщику своих заемщиков для оформления договоров страхования каско и добровольного страхования ответственности автовладельцев. За это Росбанк получал 12% от страховой премии, собранной компанией с заемщиков.
По данным Ъ, Росбанк по итогам 2006 года занял первое место по объемам выданных автокредитов ($1,074 млрд). По данным Росстрахнадзора, "Росгосстрах-Центр" по итогам 2006 года занял 28-е место по сборам на рынке (4,6 млрд рублей).
"Данное соглашение банк нам направил на согласование,– рассказал Ъ Николай Кудинкин.– Мы посчитали, что оно может привести к антиконкурентным последствиям, и приняли решение о выдаче предписания". В Росбанке вчера отказались комментировать ситуацию. Представитель ЦОС "Росгосстраха" Андрей Бирюков заявил Ъ, что "'Росгосстрах' в качестве третьего лица к этому делу не привлекался, в слушаниях рязанского УФАСа участия не принимал и решения ФАС по этому поводу на руках не имеет. А значит, и комментировать ситуацию до получения решения не вправе".
Между тем, как рассказала Ъ вчера глава управления контроля и надзора на рынке финуслуг ФАС Юлия Бондарева, "о подобных отношениях банков и страховщиков на рынке нам известно", однако санкции к нарушителям регулятор смог применить впервые. "Нам встречались случаи, когда комиссия, которую банк получал со страховщика, доходила до 50%,– говорит она.– В этом случае возникает вопрос, что это за страхование и как страховщик формирует резервы под взятые риски". Названия банков госпожа Бондарева не стала оглашать, ссылаясь на то, что "все они еще в расследованиях ФАС, которые нельзя назвать завершенными".
Тем не менее, по данным ФАС, в регионах 10-15% банков работают со страховщиками на таких условиях. "Данная ситуация определяется себестоимостью кредитных ресурсов банка,– объясняет глава управления департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов.– Если банк может содержать конкурентоспособный продукт, ему не надо зарабатывать на сотрудничестве со страховщиком. Некоторые же банки дотируют ставку по кредиту за счет комиссии, взятой со страховщика".
На условиях анонимности страховщики раскрывают так называемый "белый" список банков, которые никогда не требуют со страховщика комиссии при сотрудничестве в автокредитах. Это Сбербанк, Международный московский банк, "Сосьете Женераль Восток", Райффайзенбанк, Банк Москвы и "КИТ-Финанс". "В остальных случаях банки, как правило, настаивают на комиссии",– заявили Ъ в одной из компаний. "Но в этом нет ничего противозаконного,– поясняет Владимир Антипов.– Формально банк выполняет функции агента страховщика и получает за это вознаграждение". "Однако это может быть доказательством сговора банка со страховщиком, который приводит к антиконкурентной ситуации на рынке",– считает Юлия Бондарева из ФАС.
Коммерсантъ.