Депутаты решили, что пора выводить людей из трансового состояния, в которое они впадают каждый раз, просматривая рекламу. Сейчас готовятся поправки в закон "О рекламе", запрещающие использовать в телевизионных роликах гипнотические приемы.
Вчера на пресс-конференции депутаты и неравнодушные к этому вопросу люди обсуждали, как же оградить граждан от психологического воздействия рекламы. Этой проблемой всерьез занялась писательница Ирина Майорова и обратилась со своей идеей в Госдуму. Она предлагает создать экспертный совет из психологов, социологов, лингвистов, журналистов, который бы проанализировал всю существующую у нас рекламу и выявил ту, что использует гипнотические приемы.
Правда, это будет консультационный орган, который сможет только давать рекомендации рекламистам и органам государственным. По словам Майоровой, в сегодняшнем законе "О рекламе" моменты, касающиеся использования психотехник, прописаны нечетко, и это позволяет рекламщикам легко вводить в заблуждение потребителей.
Около двух десятков гипнотических приемов наша реклама использует очень широко. Один из самых распространенных – показ трансового состояния как шаблона покупательского поведения. Проще говоря, увидев в рекламе, как счастливый обладатель определенного товара просыпается утром или с улыбкой смотрит в облачное небо, мы "зомбируемся" и, скорее всего, тоже купим этот товар. Специалисты в области нейролингвистического программирования (НЛП) говорят, что с помощью существующих сегодня методов можно и эскимосов заставить покупать холодильники. Эти приемы уже действуют. Больше половины импульсивных покупок люди совершают под воздействием такой рекламы.
После обращения Ирины Майоровой в Госдуму депутаты решили заняться этой проблемой и помимо запрещенных приемов обнаружили еще много "неполадок" в рекламных делах. Михаил Маркелов заявил о необходимости устранить всю рекламу из детских передач. По его словам, программы для детей - это низкобюджетное производство, которое не нуждается в средствах от рекламы, поэтому возражения представителей телеканалов о том, что передачи для малышей лишатся финансирования, депутат считает необоснованными. "Никаких средств от рекламы в пользу детских программ не поступает, и проверить это невозможно", - говорит Михаил Маркелов. Сейчас появилась идея создать Фонд детских программ, в который будет отчисляться одна треть доходов от рекламы. Контролировать деятельность Фонда будет Госдума и Общественная палата. Это поможет создать основу для развития детского телевидения в России.
Депутаты также обратили внимание на колоссальное влияние иностранных компаний на нашем телевидении, и в особенности это касается рекламы. По мнению Михаила Маркелова, справиться с этой проблемой может только закон, который бы ограничивал присутствие иностранцев в отечественном бизнесе. А ФАС должна следить, чтобы за российскими с виду компаниями не скрывались зарубежные владельцы.
Еще одна проблема современной рекламы - это несоблюдение этических норм по отношению к потребителю. К примеру, рекламу оккультно-мистических услуг, по мнению депутата Госдумы Святослава Насташевского, нужно вообще запретить. Во-первых, это нелицензированная область деятельности, а во-вторых, такая реклама является неконкурентной и недобросовестной. Почти в каждом подобном объявлении человеку гарантируют 100% результат, но если что-то пойдет не так, он не сможет потребовать возмещения вреда - нет ни документов, ни договоров.
В последнее время появляется все больше скрытой рекламы - product placement. Количество мелькающих брэндов в сериалах и ситкомах растет с каждым днем. Как заметила Ирина Майорова, скоро нам придется пробираться сквозь эту ненавязчивую на первый взгляд рекламу, чтобы уловить сюжет фильма. В большинстве Европейских стран product placement запрещен, а у нас он стал чуть ли не основным средством самоокупаемости фильмов. Для производителей товаров это, конечно, настоящая находка: скрытая реклама не вызывает раздражения, в отличие от обычной, и подсознательное желание подражать герою сделает свое дело.
"Вся реклама, рассчитанная на широкий круг потребителей, является зомбирующей", - к такому выводу пришла Ирина Майорова, взглянув на проблему изнутри. По ее мнению, идеальную для потребителя, то есть информационную, рекламу сейчас можно встретить только в специализированных журналах.
advertology.ru
|