Федеральная налоговая служба вконец замучилась с ЕГАИС. Оказывается, маркирование алкогольной продукции, которое и было основой Единой государственной автоматизированной информационной системы, не принесло ожидаемых плодов. И глава ФНС Михаил Мокрецов направил в Госдуму и правительство письмо с предложением отмены обязательной маркировки алкоголя.
Без марок ЕГАИС не рухнет. Потому что в любом случае система учета нужна, а значит, она будет. Другое дело, что такой переворот подрывает репутацию всего проекта.
А ведь он должен был обеспечить самый современный и продвинутый контроль всего алкоголя в стране. Но с самого начала все пошло не так. Были установлены нереальные сроки перехода к новой системе. Производители сразу заявили, что они просто не успеют наклеить новые марки, а значит, алкоголь может просто исчезнуть с прилавков. В течение года рынок лихорадило. На какое-то время из магазинов исчез импортный алкоголь, но со временем все "устаканилось".
И вот новый маневр госорганов. В Союзе участников алкогольного рынка (СУАР) относятся к нему резко отрицательно.
- Марки - это одна из немногих действительно работающих форм контроля алкогольного рынка. Без них невозможно будет установить подлинность продукции и доказать факт уплаты налогов, - говорит руководитель департамента информации СУАР Вадим Дробис. - Если они не работают, то проблема скорее не в методе контроля, а в его реализации. Нужно как можно быстрее распространить систему ЕГАИС на розницу, где она еще не действует. По-другому вывести алкоголь из тени не получится.
У ФНС другая точка зрения. В письме говорится, что у марок при новой системе пропала налоговая составляющая. Формально акциз должен быть уплачен после нанесения марки, но на деле его можно и не заплатить, ведь марка уже есть, а значит, бутылка легальная и ее можно продавать. Кроме того, большую озабоченность налоговиков вызывает огромное количество поддельных акцизных марок. Нелегальные производители, вместо того чтобы получать законное разрешение на продажу, фальсифицируют марки.
Независимые эксперты согласны с такой позицией.
- Все так и есть. Марки не подтверждают ни подлинности, ни факта уплаты налогов. Другое дело, что сама идея правильная, но ее исполнение оказалось не на должном уровне, - говорит Виктор Хмельницкий, независимый эксперт. - Только такие резкие изменения тоже ни к чему хорошему не приведут.
ФНС от комментариев пока воздерживается, она не отрицает факт письма, но и не хочет раскрывать своих предложений по новой системе учета. Но о надвигающейся реформе ЕГАИС говорит и тот факт, что в правительстве положительно относятся к новациям. Возможно, систему контроля действительно упростят. Марки отменят, а дифференцированные ставки акциза сделают едиными. В этом случае продавать алкоголь можно будет только после уплаты акциза.
А 27 июня Михаил Фрадков подписал изменение в закон о госрегулировании алкогольной продукции. Теперь он не распространяется на парфюмерно-косметическую продукцию. Это можно считать еще одним косвенным подтверждением того, что в правительстве недовольны действующим законодательством по контролю за алкогольным рынком.
businesspress.ru
|