В конце прошлого века на отечественной почве зародилась клубная жизнь, а вместе с ней — множество не знакомых ранее слов, вещей и явлений. Например, флаеры — малоформатные листовки, летучие вестники грядущих вечеринок. Жизнь маленьких летунов трогательно коротка: выпущенные в свет ловкими руками промоутеров, они пару недель кружат в кругу юных тусовщиков, порхают из рук в руки, разлетаются по карманам модных курток и ярким сумочкам клубных завсегдатеев, чтобы уже на следующий день после вечеринки исчезнуть без следа.
Штучные экземпляры отлетавших свое флаеров можно найти только в домах немногочисленных коллекционеров, да в портфолио их создателей-дизайнеров. Пожалуй, дизайнеры — единственные, кого по-настоящему волнует история о том, как краток век флаера. Дизайнеры любят работать для клубов, потому что это интересно: клубная афиша или флаер — возможность отдохнуть от рутины более бюджетных, но скучных проектов, возможность сделать что-то необычное, модное. Автору не легко смириться с тем, что любимое детище безвозвратно канет в лету, значит, с этим надо что-то делать.
Желание «сделать что-нибудь» (кстати, весьма характерное для большинства представителей дизайнерского цеха) в этом году, наконец-то, обрело форму реального проекта. Инициатива пренадлежит команде студии «Zunge Design» — авторам многих промо-плакатов и частым гостям московских клубов. Именно эти славные люди решили, что клубная графика должна наконец выйти из маргенального состояния некоммерческой «работы для души» и обрести статус самостоятельного жанра графического дизайна. У всякого жанра должна быть история, тенденции и «яркие представители». А значит, необходимо поднять весомый культурный слой, образовавшийся за годы существования клубного движения, систематезировать и упорядочить множество разрозненных работ, найти безымянных авторов лучших флаеров прошлых лет, вызвать на профессиональные соревнования тех, кто делает клубную графику сегодня, и определить лучшего в честной борьбе. И главное, все это нужно опубликовать — сделать достоянием широкой дизайнерской и клубной общественности. Короче говоря, нужен всероссийский фестиваль клубной графики, конкурс, клубная музыка, выставка и печатный каталог работ. «Клубограф» — отличное название!
Взвалив на себя такое количество исследовательской и организационной работы, дизайнеры «Zunge» приследуют цель благородную, хотя и сугубо практическую: создать площадку для непосредственного общения дизайнеров с профессионалами клубного дела. Арт-директора клубов, промоутеры, продюсеры смогут познакомиться с авторами клубной графики, посмотреть, кто на что способен, увидеть, какие афиши и флаеры выпускают клубы в других городах отечества нашего. Дизайнеры найдут интересную работу, промоутеры — заинтересованных дизайнеров, что неминуемо должно привести к подъему уровня клубной графики.
Итак, фестиваль будет. В начале, 6—9 сентября в Центральном Доме художника в рамках выставки «Дизайн и полиграфия 2005» развернется экспозиция клубной графики. Потом, в одной из столичных АРТ-галерей пройдет конкурс и церемония награждение победителей. Будет презентация увесистого альбома «Клубная графика 1985—2005». И разумеется, будет музыка и другие радости клубной жизни. Те, кто не успеет к началу сентября добраться до Москвы, смогут полюбоваться лучшими флаерами страны на интернет-портале «Клубографа» — по адресу www.klubograf.ru создается галерея. Сейчас на сайте полным ходом идет прием работ, так что обязательно отправьте ссылку знакомым дизайнерам — у наших графиков не так много возможностей бесплатно выставить свои работы и получить награду профессионального конкурса.
И если у вас дома хранятся интересные флаеры давно отгремевших вечеринок, свяжитесь с ребятами из «Zunge Design» — для них это «бесценный по своей точности и уникальности документальный фактический материал, отражающий всю неповторимость исторического момента». Выходит, еще полетаем!
Иван Пяткин
Источник: пресс-служба «Клубограф»