Решив, что операторы рынка наружной рекламы должны с 2005 года платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД), власть, как выясняется, наказала сама себя. Правительство Москвы заявило об угрожающем недоборе этого налога: при годовом плане в 1 млрд руб. за пять месяцев года налоговики собрали лишь 130 млн руб. Теперь чиновники не исключают отмены ЕНВД. Рынок был бы только рад, однако эксперты сомневаются, что чиновники решатся на такой шаг - при всех минусах у ЕНВД есть один важный плюс: он целиком идет в московский бюджет, сообщает "Бизнес".
С января 2005 года в соответствии с поправками к Налоговому кодексу операторы рынка наружной рекламы вместо ЕСН, НДС, налогов на имущество и прибыль платят только ЕНВД. Перевод отрасли на ЕНВД чиновники объясняли необходимостью борьбы с налоговой оптимизацией, обещая существенно увеличить поступления в бюджет уже в этом году. Однако в Москве их ожидания не оправдались. По информации департамента экономической политики и развития Москвы (ДЭПР), за пять месяцев 2005 года доходы от налогообложения «наружки» составили лишь 130 млн руб.; по оценкам чиновников, во втором полугодии сборы будут еще меньше. При этом годовой план составляет 1 млрд руб.
Участники рынка, правда, сомневаются в точности этой информации. «ЕНВД платится в конце квартала, так что непонятно, откуда сейчас у правительства Москвы цифры за полугодие»,- удивляется гендиректор исследовательской компании «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин. «Первым полугодием вообще трудно быть довольным, поскольку сейчас сдан только первый квартал, а он в году самый сложный с точки зрения загрузки,- подтверждает генеральный директор News Outdoor Russia Сергей Железняк.- Впрочем, то, что прогнозируемые и фактические показатели отличаются, может объясняться и тем, что план по сбору налогов был завышенным изначально». По словам Железняка, налоговая нагрузка News Outdoor Russia в первом квартале 2005 года сопоставима с аналогичным периодом прошлого года.
Еще один участник рынка считает, что незначительные поступления от ЕНВД объясняются тем, что многие компании вообще не платят налог. «На рынке много тех, кто работает не с отдельно стоящими щитами, а размещает рекламу на заборах. Их количество за последние два года выросло почти наполовину, однако они ЕНВД не платят»,- говорит собеседник «Бизнеса».
В департаменте экономической политики и развития Москвы, в свою очередь, считают, что основная причина столь низких показателей по сбору ЕНВД - «запутанное налоговое администрирование», от которого страдают как сами налоговики, так и предприниматели. Поскольку при расчете этого налога используется целый ряд показателей, операторы рынка рекламы вынуждены заполнять огромное количество документов, а налоговики, соответственно, их проверять. «На сбои первых месяцев по собираемости ЕНВД повлияли организационные моменты, у налоговиков не все получается,- констатирует первый заместитель руководителя ДЭПР Валерий Жаров.- Трудозатраты и расходы налогоплательщиков и налоговых органов неоправданно высоки по сравнению с теми доходами, которые получает город». В связи с чем Жаров не исключает, что правительство Москвы будет добиваться отмены ЕНВД для «наружки». «Документ о введении единого налога на вмененный доход для наружной рекламы, пожалуй, самый неудачный в области московского законодательства»,- считает он.
Эксперты солидарны с чиновниками. «Похоже, что ЕНВД действительно никого не устраивает: администрирование налога очень сложное, это большая головная боль для операторов»,- говорит Андрей Березкин. Если ЕНВД будет собираться неэффективно, его могут отменить, соглашается Сергей Железняк. Хотя и сомневается в том, что московские чиновники решатся на такой шаг: «В отличие от других налогов, которые только частично поступают в московский бюджет, ЕНВД при всей его сложности хорош тем, что полностью идет в бюджет города».